Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.66 Mб
Скачать

Часть 3. Холодная война

бомбу, что означало бы открыть дорогу «безудержной гонки воо-ружений», которая способна привести к катастрофе. Единствен-ной альтернативой этой угрозе могло бы стать соглашение между всеми странами, которые в состоянии создать атомную бомбу, об отказе использовать ее в военных целях. Необходимо было как можно быстрее начать дипломатические переговоры, и Трумэн заявил, что Соединенные Штаты будут вести по этому вопросу переговоры сначала с англичанами и канадцами, с которыми аме-риканцы были связаны совместными действиями во время вой-ны, а затем и с другими странами.

Таким образом, принцип ведения переговоров лег в основу американской позиции, и задача заключалась в том, чтобы уста-новить сроки и условия подобных переговоров. Во время встречи с Эттли и с канадским премьером Макензи Кингом в середине ноября 1945 г. американцы объявили позиции, по которым воз-можно достижение соглашения. Они предусматривали необходи-мость учреждения комиссии при Организации Объединенных Наций (ООН в то время еще не начала свою работу), чтобы вести переговоры на основе четырех принципов, каждый из которых должен был служить предшествующей стадией для перехода к последующей фазе переговоров. В соответствии с этими принци-пами требовалось установить полный обмен информацией в на-учных целях; установить контроль, чтобы гарантировать мирный характер использования атомной энергии; предусматривалось уничтожение атомного оружия и всех других вооружений, спо-собных привести к массовым разрушениям; создание эффектив­ной системы контроля с использованием инспекций и других средств, чтобы гарантировать страны, подписавшие такие согла-шения, от неисполнения его другими странами.

Важно учесть этот пункт, согласно которому принцип учреж-дения инспекции вытекал из решения уничтожить все произве-денное атомное оружие. Проект был умеренный и осторожный, и можно было использовать его как основу для продуктивной дис-куссии, тем более, что на Московской сессии СМИД Бирнс сумел получить поддержку Советов по вопросу об учреждении специ-альной комиссии при Организации Объединенных Наций.

Бирнс поручил своему заместителю Ачесону и Давиду Е. Ли-лиенталю, руководителю строительства гидроэлектростанции на реке Теннесси, подготовить окончательный проект, чтобы предста-вить его в связи с началом деятельности ООН. После принятого Генеральной Ассамблеей ООН в январе 1946 г. решения создать Комиссию ООН по атомной энергии Ачесон и Лилиенталь разра-ботали свой проект. Он предусматривал создание Комиссии Орга-

Глава 8. Единая политика реконструкцией или несколько политик? 611

низации Объединенных Наций, которая после проведения учета мировых ресурсов расщепляющихся материалов взяла бы на себя контроль «над всеми запасами обогащенного урана и тория» с обязательством предоставлять ресурсы только для мирного ис-пользования. Нарушители этого правила подлежали наказанию соответствующими контрмерами; Соединенные Штаты должны были решить в дальнейшем, как и когда прекратить производство своих атомных бомб.

Для представления этого плана в ООН Трумэн выбрал деяте-ля, который, как он надеялся, облегчит в дальнейшем прохожде-ние через конгресс возможных соглашений. Речь шла о Бернарде М. Барухе, восьмидесятилетнем финансисте, который оказывал определенное влияние на процесс формирования некоторых амери-канских политических решений. Этот момент следует подчеркнуть, потому что обычно говорят о переговорах 1946 г. по ядерному оружию как о переговорах по «плану Баруха». В действительности Барух появился на политической сцене в последний момент и его основной вклад заключался в том, что он потребовал включить в проект Ачесона-Лилиенталя поправку, согласно которой вопросы об атомном оружии должны были бы проходить голосование в Совете Безопасности без применения права вето, поскольку они касались проблемы, затрагивавшей интересы всех стран мира, а не только великих держав. Совершенно очевидно, что предложе-ние американского финансиста вносило изменение в проект по очень важному вопросу и фактически делало невозможным приня-тие его Советами. С момента, когда Советы стали создавать свой атомный арсенал, у них не было никаких оснований соглашаться на контроль, лишавший их возможности реализовать право вето.

Трумэн и Бирнс понимали, что попали в трудное положение, и испытывали досаду, что выбрали Баруха представителем Соеди-ненных Штатов в столь тонком деле. Тем не менее, было слишком поздно что-либо менять и поневоле пришлось позволить Баруху представить проект в измененном виде, что он и сделал 16 июня 1946 г. Казалось, американские предложения в версии Баруха были более «открытыми» и вильсоновскими, чем вариант, подго-товленный государственным департаментом, потому что отменя­лось право вето в вопросе о контроле над ядерной энергией и проводилась «свободная и полная инспекция», когда это потребу-ется; вариант Баруха обеспечивал теоретически неограниченную гарантию всем странам мира.

В действительности он отражал концепции, характерные для американских военных кругов. Это был бы подлинно «открытый» проект, если бы в то время все страны мира обладали знаниями,

612