Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.66 Mб
Скачать

Часть 3. Холодная война

приобретенной им в руководстве партией и страной, и в которой объявлял о выводе советских войск из Польши. Хрущеву при-шлось бороться с силами, выпущенными на волю в результате его собственной политической деятельности. В Польше удалось найти мирное решение кризиса благодаря появлению внутри ком-мунистической партии таких деятелей, как Гомулка, учитывавших национальные чувства, но не склонных делать из них повод для международного кризиса, то есть для пересмотра отношений с СССР, который оставался, между прочим, главным гарантом ста-бильности западных границ Польши.

Последствия венгерского восстания очень скоро превзошли эмоциональное воздействие польского кризиса. В самом деле, если в Польше компартии удалось найти внутренние человечес­кие ресурсы для преодоления кризиса, то совсем иной была внут-ренняя ситуация в Венгрии, поэтому аналогичные элементы не могли играть такую же роль. На территории Венгрии в соответствии с Варшавским договором находились советские войска, однако социальная структура, свойственная этой стране, всегда затрудняла работу компартии, как об этом свидетельствовали те же медлен-ные темпы советизации. Прошлая полемика между Имре Надем и Ракоши оставила глубокий след.

В среде интеллигенции возникали группы сторонников об­новления, которые в марте 1955 г. создали внутри коммунисти-ческих структур «Кружок Петефи» (по имени национального по-эта, героя антигабсбургского восстания 1848-1849 гг. и символа венгерской нации). С самого начала деятельность кружка остава-лась под контролем партии, но вскоре дискуссии стали более на-пряженными, а кампания Хрущева против Сталина до и после разоблачений секретного доклада отразилась на них болезненным образом. Все новые темы становились предметом дискуссий, ко­торые от внешне абстрактных проблем культуры перешли к по-становке важнейших философских и политических вопросов, вплоть до того, что объектом дискуссии стала сама политика пар-тии. Кружок вышел из повиновения его организаторам и стал превращаться в место сосредоточения несогласных.

В июне была рассмотрена тема чисток, проведенных при Ра-коши. Вдова Райка отстаивала безукоризненную репутацию своего мужа. Виновником в злоупотреблениях, совершенных в тяжелые послевоенные годы, был сразу же назван Ракоши. Предприни-мались попытки заставить кружок замолчать, но было слишком поздно.

17 июля состоялось заседание Центрального Комитета Вен­герской партии труда (компартии), а из Советского Союза тем

Глава 9. Образование блоков и эволюция их взаимоотношений 839

временем прибыли два главных соратника Хрущева - идеолог Михаил Суслов и авторитетный деятель Анастас Микоян. В на-электризованной атмосфере было решено, что Ракоши должен быть принесен в жертву (его переправят в Москву) и заменен ли-цами, которые, впрочем, были к нему близки, например, Э. Гере, избранный первым секретарем партии. Партия к тому времени была глубоко разделена на сталинистское крыло, группу умерен-ных сторонников обновления (во главе с Яношем Кадаром) и группу сочувствующих Имре Надю, который, впрочем, после ис­ключения из партии отказался выступить с самокритикой, необ­ходимой для его восстановления. Результатом этого раскола стал политический паралич руководящей силы и укрепление элементов оппозиции за пределами компартии. Однородную силу, почти единую в требовании более глубоких перемен, представляла ин-теллигенция. Простая замена Ракоши на его заместителя рассмат-ривалась как всего лишь обновление фасада. Нужна была новая программа, и Надь представлялся человеком, которого следовало призвать для ее осуществления.

В течение октября напряженность продолжала нарастать. Род-ственники Райка и других жертв чисток Ракоши потребовали не только полной реабилитации, но также и торжественных похорон; 6 октября их ритуал превратился в крупную массовую манифеста-цию, прошедшую в суровой, мрачной атмосфере, в ней участво-вало около 300 000 человек. Возбуждение нарастало. В середине октября начались студенческие демонстрации, сначала в неболь-ших городах, затем в Будапеште.

Вечером 22 октября в Политехническом институте в Будапеш-те было созвано студенческое собрание, на котором дискуссия очень быстро приняла самый оживленный характер. Была сфор-мулирована программа из десяти пунктов, которая требовала фор-мирования нового центрального комитета партии, и содержала призыв к Надю возглавить новое правительство. Резолюция тре-бовала также вывести советские войска из страны и снести ог-ромный памятник Сталину. Это требование было провозглашено публично на демонстрации, организованной на следующий день, 23 октября у памятника Петефи, около университета. Она пре-вратилась в еще одну грандиозную пробу сил. На улицах к ше-ствию студентов присоединялись трудящиеся, простые люди. Толпа разрослась и дожидалась вечера, чтобы направиться к пло-щади перед парламентом. Все более пламенные речи способство-вали нарастанию напряженности.

Демонстранты обращались к Надю как к человеку, который должен был олицетворять изменения, и требовали, чтобы он пуб-

840