Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.66 Mб
Скачать

Часть 3. Холодная война

было его осуществлять в этих странах. После этого трехлетия си-туация обнаружила всю свою взрывоопасность, выявив внутрен-ние трудные проблемы советской системы.

В самом деле, с 1953 по 1955 г. советское правительство, начав осуществлять новый внутренний курс, было также озабочено тем, чтобы способствовать изменениям в Восточной Европе. В общей картине наиболее деликатной представлялась ситуация в Восточ-ной Германии. Вследствие слишком непосредственного сопостав­ления с Западной Германией и весьма тесных связей, которые Москва навязывала немецким коммунистам, складывалось соче-тание отсталости и отсутствия свободы передвижения, на которое восточные немцы заставили обратить внимание. Когда, начиная с апреля 1953 г., немецкие требования стали известны в Москве, момент еще не был благоприятным для их принятия. Однако в начале июня, по инициативе Берия, СЭВ объявил о серии мер по облегчению финансового бремени, предоставлению большего пространства для частного предпринимательства и приостановке проходившей тогда радикальной коллективизации.

Этого заявления оказалось недостаточно для того, чтобы сдер-жать сильное недовольство народа в Восточной Германии. 16 и 17 июня в Восточном Берлине и других городах ГДР состоялись массовые демонстрации против правительства Вальтера Ульбрих-та и против Советского Союза. Для их подавления понадобилось вмешательство советских танков, нормализовавших ситуацию по-средством активных действий, сопровождавшихся сотнями жертв. Однако затем репрессии не были продолжены, а ответственность за совершенные ошибки была переложена на Берия и некоторых членов правительства Восточной Германии. Члены правительства Ульбрихта, со своей стороны, выступили с необходимой самокри-тикой, обязуясь замедлить политику строительства социализма в стране. На тот момент руководство Ульбрихта и Отто Гротеволя успешно вышло из кризиса и уцелело.

Второй страной с политикой нового курса была Венгрия, до середины 1953 г. возглавлявшаяся Ракоши, символом самого крайнего ортодоксального сталинизма. В результате изменений в Советском Союзе на первый план вышел коммунистический дея­тель, к которому Ракоши относился враждебно, Имре Надь, осто-рожный, умеренный коммунист, специалист по проблемам сель-ского хозяйства. В течение недолгого времени, с 1945 по 1946 г. он был министром внутренних дел, затем оставался в правитель-стве на более низких должностях до того, как в 1952 г. его назна-чили заместителем премьер-министра, поручив заниматься про-блемами сельского хозяйства. Тот факт, что он избежал судьбы

Глава 9. Образование блоков и эволюция их взаимоотношений 831

таких людей, как Райк, относится на счет покровительства, кото-рое ему оказывали Маленков и Берия. Их доверие было подтверж-дено в июне 1953 г., когда венгерская делегация, возглавлявшаяся Ракоши и Гере, полностью отвечавшими за экономические воп-росы, была приглашена в Москву. В нее входил также Надь.

Новые советские лидеры не скрывали от Ракоши глубокой неудовлетворенности в отношении него и с энергией, достойной сталинских методов, заставили его сменить правительство. Ракоши оставался первым секретарем партии, однако премьер-министром должен был стать малоизвестный Имре Надь, а его заместителя-ми - Э. Гере и Андраш Хегедюш. Начался период дуализма, по-догреваемого столкновением в борьбе за власть между Надем и Ракоши, который на практике бойкотировал меры правительства. Столкновение проходило аналогично тому, что имело место в Москве между Маленковым и Хрущевым. Когда в феврале 1955 г. Маленков был вынужден уйти в отставку, то несколькими неде-лями позже Надя постигла та же участь. Его вина? - В том, что «недооценил роль партии» и являлся правым уклонистом. Надь отказался занять правительственные посты меньшего значения, и в ноябре 1955 г. был исключен из партии. Поскольку времена из­менились, он не был подвергнут суду. Однако с его удалением из правительства новый курс в Венгрии оказался парализованным. Руководство сталиниста Ракоши только усилило возникшую на-пряженность и привело в конечном итоге в 1956 г. к взрыву.

В других странах советского блока «новый курс» проявился с менее болезненными результатами. В Чехословакии, после смер-ти Клемента Готвальда в марте 1953 г., президентство республики было доверено Антонину Запотоцкому, а руководство партией перешло к Антонину Новотному, при разделении государствен-ных и партийных функций, которое повторяло советскую прак-тику. Новотный быстро стал бесспорным лидером страны, а его реформы, ограниченные денежной сферой, вызвали в июне 1953 г. некоторые беспорядки, подавленные со сталинской жестокостью. Благодаря обещанию новых реформ внутренняя напряженность в стране начала уменьшаться. В действительности все осталось без изменений: новый чехословацкий курс был отложен более чем на десятилетие.

В Румынии процесс изменений ограничился частичной амни-стией. Георгиу-Деж, генеральный секретарь ЦК партии остался фактически в той же должности, которую он занимал с 1945 г., и в августе провозгласил в стране «новый курс» в экономике, за-медлявший коллективизацию в сельском хозяйстве.

832