Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.66 Mб
Скачать

Часть 3. Холодная война

общило о смене курса, в самом Берлине, а затем во всей Восточ-ной Германии началась серия забастовок, в которых участвовали сотни тысяч рабочих и которые вынудили вооруженные формиро-вания режима ГДР и советские войска к жесточайшим репресси-ям, приведшим к гибели сотен людей и к резкому повороту поли-тического курса. Ульбрихт удержал власть в Восточной Германии, поскольку не скрывал своего недоверия в отношении советского диктата, однако политическое поражение стало тем предлогом, который позволил сразу же выместить на Берия все враждебные чувства, которые скопились против него в течение его жизни. Тот факт, что опорой насильственного смещения министра внутрен-них дел была армия, союзница Хрущева, заинтересованная в уменьшении власти политической полиции, возглавляемой Бе-рия, сам по себе говорит о многом. А то обстоятельство, что в последующие месяцы очень энергично обсуждалась тема «социа-листической законности», подчеркивает значение, которое хотели придать на этом этапе перераспределению власти.

9.5.2. «КОЛЛЕКТИВНОЕ РУКОВОДСТВО» И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА. ОСТОРОЖНАЯ РАЗРЯДКА?

Непрочность и слабость его личной власти не препятствовали Маленкову продвигать с определенной решительностью свою экономическую программу. 8 августа 1953 г. он выступил с важ-ной речью в Верховном Совете, речью, в которой доминировали вопросы внешней политики, но которая также характеризовалась новаторскими подходами во внутренней политике. Основные на-меченные проблемы новое правительство намеревалось поставить решительным образом. Необходимо, говорил Маленков, придать новое значение потребностям потребителей, поднять уровень жизни, а для этого — увеличить сельскохозяйственное производ-ство. Следовало также расширить доступность товаров широкого потребления. Маленков подчеркивал тот факт, что СССР обладает «мощной и технически превосходной тяжелой промышленностью», и отмечал: «До сих пор мы не имели возможности развивать лег-кую и пищевую промышленность такими же темпами. В настоя-щий момент мы можем это сделать и, следовательно, обязаны, с целью обеспечить более быстрое улучшение материального и культурного уровня жизни народа, любыми способами ускорить развитие легкой промышленности».

Таким образом тема благосостояния народа была поставлена в центр нового правительственного курса, что означало явный по-ворот по отношению к прошлому. С этого момента соотношение

Глава 9. Образование блоков и эволюция их взаимоотношений 815

между глобальным ростом советского ВВП и производством това-ров потребления стало одним из критериев как измерения эф­фективности деятельности правительства, так и оценки ее общих направлений. Однако на том этапе все происходило еще в рамках проекта реформ, нисколько не менявшего концепции, на кото-рой строилась советская экономика. Поэтому дискуссия быстро (и вовремя) превратилась в техническую дискуссию о формах оп-тимизации производства и развивалась в соответствии с приорите-тами, которые Маленков четко наметил в 1953 г., но от которых его преемники позднее дистанцировались.

В плане внешней политики последствия поворота были мно-гозначительными. Маленков восхвалял советскую мощь, которая возросла с производством водородной бомбы, но придавал своим словам отчетливо пацифистский и направленный на уменьшение международной напряженности характер. Он долго говорил об изменениях, произошедших после смерти Сталина, и об атмосфе-ре надежды, распространившейся в мире: «Наше глубокое убеж-дение состоит в том, что в настоящее время не существует нере-шенного или спорного вопроса, который не может быть решен мирным путем посредством взаимного соглашения между заинте-ресованными сторонами... Мы - за мирное сосуществование между двумя системами».

Это был тезис, который Маленков поддерживал вплоть до за-нятия 12 марта 1954 г. позиции (противоположной мнению воен-ного руководства и значительной части политической номенкла-туры СССР), содержавшей утверждение, что ядерная война была бы катастрофой для всего человечества, потому что означала бы его конец. Тезис, который несколько месяцев спустя, когда власть председателя правительства стала ослабевать, был опровергнут как Хрущевым, так и Ворошиловым - они утверждали, что ядер-ная война приведет прежде всего к окончательному уничтожению капитализма.

Эта атмосфера, которую передал советский писатель Илья Эренбург в своем романе «Оттепель» (начиная с его названия), не случайно появившемся в 1954 г., была воспринята во всем мире. Ситуации, тянувшиеся годами, находили быстрое разрешение; открывались новые сферы для дискуссии. Не всегда это проходи-ло в спокойной обстановке и без полемики. Устремления немно-гих в коллективном руководстве с трудом одерживали верх над менталитетом многих, испытывавших ностальгию по сталинизму. И все-таки все месяцы, начиная с весны 1953 г. до второй поло-вины 1955 г., были отмечены явным стремлением мирно решать разногласия, а не обострять их.

816