Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.66 Mб
Скачать

Часть 3. Холодная война

Однако такое положение вещей не омрачило в советском об­щественном мнении и в глазах мирового коммунизма культ, кото­рый удалось создать вокруг себя Сталину, как всякому другому тоталитарному диктатору, однако с большей решительностью и напыщенностью, усиленный ореолом, приданным великой побе­дой 1945 г., а также связанный со строгим и закрытым стилем жизни. Ярко выраженный культ, окружавший Сталина в восприя­тии советских людей и всего коммунистического мира, окутывал его мифологическим сиянием недоступности, придавал диктатору в одно и то же время ощутимое выражение власти, надежды и ужаса — нечто сверхчеловеческое, по отношению к которому у людей есть единственная обязанность: подчиняться. Лишь не­сколько десятилетий спустя после его смерти историки смогут поставить вопрос о величии и чувстве меры Сталина; лишь в те­чение немногих десятилетий его противоречивые действия рас­сматриваются уже не как выражение изощренной тактики, но как глубокая неуверенность в стратегии.

Смерть личности столь крупного масштаба неизбежно возыме­ла болезненные последствия. Те, кто привыкли подчиняться или плести заговоры, неожиданно оказались перед необходимостью принимать решения. Это было новое состояние людей, которое не меняло и не могло изменить природу системы, созданной Ста­линым, но которое наделяло «руководителей» в новой ситуации большой ответственностью, понимаемой и переживаемой по-раз­ному в зависимости от их отношений в прошлом с диктатором и от различий в способностях осмыслить возможность формирова­ния новой власти, достаточно сильной для того, чтобы справить­ся с трудностями переходного периода.

В целом, советская экономическая и политическая система основывалась на полной централизации решений в области эко­номической политики и на распределении инвестиций безого­ворочным суждением руководителей КПСС. Это система была направлена на рост, ведомый не невидимой рукой рынка, а види­мой рукой государства (то есть партии). Гигантская бюрократия руководила деятельностью этой системы на основе критериев, ставивших на первый план развитие тяжелой промышленности и военно-промышленного комплекса, привлекая в эти предприятия все больше капиталов и рабочей силы, не учитывая адекватным образом возможностей, предоставляемых ростом производитель­ности труда и использованием новых технологий. И все это в ущерб производству потребительских товаров. Поэтому проблема издержек производства была подчинена необходимости достиже­ния определенных целей в количественном, а не в качественном

Глава 9. Образование блоков и эволюция их взаимоотношений 811

отношении. Тотальная монополия государственной промышлен-ности, уничтожая всякую возможность конкуренции, довершала характеристику системы: системы, изолированной от остального мира, самодостаточной, но уже с противоречиями, которые в долгосрочном плане угрожали ее существованию, поскольку не-хватка человеческих ресурсов и падение нормы накопления были неизбежны в отсутствие необходимого роста производительности труда и в условиях распределения инвестиций скорее по полити-ческим, чем по экономическим соображениям.

Сам Сталин и некоторые его наследники отдавали себе отчет в этих проблемах, но механизм, созданный за годы пятилетнего планирования, оказался настолько мощным, что его трещины не были достаточно заметны для того, чтобы сформировалось четкое понимание необходимости систематического и радикального вме-шательства. Многие деятели в последующих постсталинских пра-вительствах намеревались проводить реформистскую политику, но никому это не удалось.

Новая руководящая группа организовалась в два этапа: один -непосредственно после смерти Сталина и другой - спустя две недели. Сильно упрощая, можно сказать, что сложился союз меж-ду Хрущевым, Маленковым и Берия; Молотов возобновил член-ство в Политбюро ЦК КПСС, и от Вооруженных сил присоеди-нился маршал Николай Булганин. Маленков стал председателем Совета министров и в качестве такового приобрел положение, ставшее доминирующим в политическом плане. Рядом с ним было четыре заместителя председателя: Берия, министр внутрен­них дел, Молотов, министр иностранных дел, Булганин, министр обороны и Лазарь Каганович, отвечавший за экономические воп-росы. Маршал Ворошилов был возвращен из забвения и назначен главой государства1; маршал Жуков, чей военный авторитет от-теснял Сталина в тень, был назначен на должность заместителя Булганина. Хрущев, вместе с Михаилом Сусловым и другими, возглавил руководство партией еще до назначения Маленкова, чтобы показать, что он был творцом компромисса, давшего жизнь «коллегиальному руководству». 16 апреля «Правда» утверж-дала, что «коллегиальность» является фундаментальным принци-пом партийного руководства и критиковала тех, кто мог бы нару-шить этот принцип.

За показным единодушием при принятии решений скрыва-лось, однако, острое столкновение по поводу выбора основных

1 К.Е. Ворошилов в 1953-1960 гг. являлся председателем Президиума Вер­ховного Совета СССР. - Прим. переводчика.

812