Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.66 Mб
Скачать

Часть 3. Холодная война

ческой деятельности Даллеса, что было бы невозможно отрицать их существование. И все же анализ политики Даллеса, ограни-ченный этими, так сказать традиционными, аспектами, уловил бы лишь одну сторону в эволюции международной деятельности Соединенных Штатов. Действительно, холодная война выходила за пределы Европы и постепенно от нее отдалялась. Однако это не должно вводить в заблуждение. Даллес был также в достаточ-ной степени реалистом для того, чтобы стремиться уловить новые импульсы, исходившие из советского мира. Смерть Сталина глу-боко изменила общую картину, и хотя Даллес никогда не отказы-вался от своих оборонительных тезисов и своего закоренелого не-доверия, он не уклонялся от попытки возобновить диалог между великими державами, а в 1955 г. - от попытки придать этому ди-алогу какую-то конкретную форму.

Колебания или двойственность американской внешней поли-тики проистекали из противоречий, существовавших между про-ектами и возможностью конкретных действий; к тому же они были в значительной степени результатом вмешательства в работу администрации комиссии сената по деятельности правительства, которая под руководством сенатора Джозефа Маккарти приобрела характер злобного преследования всего, что имело хотя бы отда-ленную связь с коммунизмом. Между 1950 и 1953 гг. она стала практически центром самой настоящей «охоты за ведьмами», от-равлявшей американскую политическую жизнь почти всегда не-обоснованными подозрениями с явно реакционными акцентами во имя защиты национальных интересов. Достаточно вспомнить, что Маккарти упорно боролся даже против назначения в качестве посла в Москве Чарльза Болена, одного из крупнейших экспертов по советским проблемам в американской дипломатии, которого поддерживали Даллес и Эйзенхауэр. Еще во время пребывания у власти администрации Трумэна Маккарти удалось породить страхи и распространить инквизиторские методы, сильно навредившие делу американской демократии.

Только Эйзенхауэр обладал достаточным политическим влия-нием для того, чтобы вывести из игры персонаж, который стал мешать в момент, когда отношения с СССР надо было строить на других основаниях. Когда Маккарти заявил претензии на про-верку лояльности вооруженных сил, главой и видным политичес-ким представителем которых был Эйзенхауэр, президенту удалось добиться того, чтобы следственные методы самого сенатора были подвергнуты расследованию. Маккарти вышел из него полити-чески уничтоженным, вынужденным по телевидению выявить свою подлинную сущность беспринципного демагога. Но тем

Глава 9. Образование блоков и эволюция их взаимоотношений 809

временем дух антикоммунистического преследования, посеянный им, оставил свои следы. По предложению Хьюберта X. Хэмфри (одного из представителей либерального крыла демократической партии), Конгресс разработал законодательство, которое практи-чески ставило вне закона американскую компартию; законода-тельство, позднее фактически выхолощенное Верховным судом Соединенных Штатов, однако оказавшееся достаточным для того, чтобы прекратить всякую организованную деятельность комму-нистической партии в Соединенных Штатах.

9.5. Борьба за сталинское наследство и «десталинизация»

2.5.1. «КОЛЛЕГИАЛЬНОЕ РУКОВОДСТВО»

В последние месяцы жизни Сталина проявления жесткости в его политической деятельности еще более усилились. Становясь все более недоверчивым и подозрительным, он дошел до того, что отдалил самого Молотова, считавшегося его естественным преемником, назначив на это место Маленкова, а министром иностранных дел Вышинского. Маршал Ворошилов, герой войны (без особых военных заслуг) был подвергнут опале с обвинением, что он является британским шпионом. Сотни тысяч человек, едва попавших под подозрение, оказались в тюрьмах и были осужде-ны на длительные сроки заключения в системе ГУЛАГа.

Самый острый и выходящий за всякие рамки момент репрес-сий был наступил 3 января 1953 г., когда «Правда», орган КПСС, объявила о раскрытии заговора и аресте определенного числа лиц, среди которых было 15 врачей, в основном евреев, обвиненных в убийстве «ряда советских руководителей, в том числе - Ждано-ва». Два врача умерли под пытками, другие признались в пре-ступлениях, которых они не совершали, и были освобождены че-рез несколько недель после смерти Сталина.

В окружении диктатора соперничество становилось все более острым, все стремились занять положение, выгодное для будуще-го. За пределами Советского Союза немногие поняли, что среди восходящих звезд особенно блистала фигура Никиты Хрущева. Последний отдавал себе отчет в том, что Сталин больше не конт-ролирует полностью свою умственную деятельность. Говоря его словами: «В оркестре каждый играл на своем инструменте когда хотел, но дирижер уже перестал дирижировать». В подобной об­становке любые заговоры и любые предательства приобретали правдоподобие.

810