Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.66 Mб
Скачать

Часть 3. Холодная война

восстановили контроль над ситуацией) и Турцией. К этому дого­вору впоследствии присоединились Великобритания (30 марта), Пакистан (23 сентября) и Иран (3 ноября). Багдадский пакт дол­жен был стать прочной основой союза, который, включив Еги­пет, полностью закрыл бы Советскому Союзу выход к Средизем­номорью.

Однако Египет переживал тогда период глубоких изменений, касавшихся его внутренней жизни, его отношений с Израилем, его отношений с Западом, а также отношений с Советским Сою­зом. Участие полковника Гамаль Абдель Насера в качестве одной из основных фигур в конференции неприсоединившихся стран, состоявшейся в апреле 1955 г. в Бандунге, было свидетельством отказа нового египетского режима от участия в блоковых союзах. Насер являлся борцом за независимость арабского мира, но это приводило к противоречиям с другими странами региона, в кото­рый он вносил элементы нестабильности, что вызывало беспо­койство американцев.

Поэтому, хотя Багдадский пакт был создан под руководством американцев и должен был потом превратиться в эмбрион оборо­нительной организации СЕНТО (CENTO, Central Treaty Organiza­tion, созданной в 1959 г. и названной «Центральной», чтобы под­черкнуть центральное географическое положение по отношению к атлантической и тихоокеанской зонам), Соединенные Штаты выбрали путь взвешенной и не слишком открытой внешней его поддержки. Такая поддержка не должна была вызывать недоволь­ство британцев и разочарование единственной арабской страны -Ирака, который ради участия в союзе 1955 г. отказался от пан-арабской солидарности, что привело внутри страны в 1958 г. к падению хашемитской монархии и прозападного правительства и к созданию пронасеровской республики. Таким образом из региона с исключительной гегемонией англичан Ближний Восток превра­щался в регион, раздираемый спорами. Однако главными участ­никами спора были не только Советский Союз и западные дер­жавы, а все страны Ближнего Востока со своими специфическими чертами и со своими особыми проблемами. Суэцкий кризис осе­ни 1956 г. со всей очевидностью высветил сложность проблемы и трудности проведения слишком четких демаркационных линий.

Система союзнических пактов, к которой стремился Даллес, дополнялась в Тихоокеанском регионе уже существовавшим пак­том АНЗЮС, то есть союзом Соединенных Штатов с Австралией и Новой Зеландией (заключенным 1 сентября 1951 г.), к которо­му 8 сентября 1954 г. добавилась СЕАТО (SEATO, South East Asia Treaty Organization - Организация договора о Юго-Восточной

Глава 9. Образование блоков и эволюция их взаимоотношений 807

Азии). СЕАТО стала организационным оформлением договора о взаимной обороне, который подписали в Маниле представители восьми стран: Соединенных Штатов, Франции, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Филиппин, Таиланда и Пакистана.

Договор являлся политическим ответом Даллеса на поражение французов в Индокитае и на результаты Женевского совещания (см. ниже), поскольку, хотя он и мало что добавлял к военной силе, уже задействованной предыдущими союзами (фактически только Филиппины и Таиланд не были связаны международными правовыми обязательствами с американской системой), но с по-литической точки зрения он менял многое. В самом деле союз был создан по образцу Атлантического пакта, его предстояло организовать по модели НАТО. В качестве центрального положе-ния новый договор имел статью 4, определявшую зоны, которые обеспечивались гарантиями Союза. Среди них были Малайя и Британское Борнео (в то время как Тайвань и Гонконг не были включены), а также Лаос, Камбоджа и Южный Вьетнам, то есть зоны, бывшие несколько недель назад ареной антифранцузской партизанской войны, а в южной части Вьетнама, согласно Же-невскому компромиссу, в течение двух лет должны были состо-яться выборы для решения вопроса о будущем страны.

«Разъяснительная декларация», с которой американское пра-вительство выступило вслед за подписанием договора, поясняла, что обязательство вмешательства вступало в силу только в случае коммунистической агрессии или нападения. Это была прямая оговорка, призванная убедить Индию в том, что присутствие Па-кистана среди участников не характеризует СЕАТО как союз, по-тенциально расположенный к поддержке исламского государства в возможной войне против Индии. В действительности настоящий смысл договора правильно выразил некоторое время спустя пре-зидент Эйзенхауэр, когда 25 октября 1954 г. пообещал президенту Южного Вьетнама прямую американскую помощь в создании го-сударства, «действительно прочного, способного противостоять поползновениям подрывных сил или вооруженной агрессии». Это было первым проявлением самостоятельного по отношению к Франции выбора Соединенных Штатов во Вьетнаме, а также первым шагом на пути, который приведет Соединенные Штаты к тяжелым испытаниям.

Являлись ли различные проявления политики союзов, которую осуществлял Даллес (тогда полемически говорили о «пактома-нии»), только расширением сферы действия прежней политики? Только способом окружить Советский Союз, а не отразить его на-падение? Эти элементы столь явно присутствовали в дипломати-

808