Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.66 Mб
Скачать

Часть 3. Холодная война

жать как проникновение просоветских элементов, так и обсуж-давшаяся возможность нападения со стороны Болгарии, поворот совершился быстро.

Уже в ноябре 1951 г. Югославия вошла в число стран, полу-чавших американскую военную помощь. Однако надежды возла-гались и на возможность подтолкнуть Тито в направлении более четкой ориентации на создание союза с Грецией и Турцией, ко-торый дал бы жизнь балканскому блоку, косвенно связанному с НАТО. На пути достижения этой цели существовало, однако, важное препятствие, которое представляла проблема Триеста. Хотя западные державы и хотели заключить соглашения с Тито, все-таки отсутствие решения по Триесту ставило проблему выбора между лояльностью по отношению к обязательствам перед таким верным союзником, как Италией, или надеждой, возлагаемой на представителя международного коммунизма, хотя и ставшего рас-кольником.

Именно эти колебания привели три страны (Грецию, Турцию и Югославию) к подписанию 28 февраля 1953 г. всего лишь дого-вора о дружбе и взаимном сотрудничестве и одновременно к ак-тивизации усилий по достижению компромисса в отношении Триеста. В этом контексте формула, представлявшаяся наиболее очевидной, подсказывалась фактами, а именно - отказ от «Сво-бодной территории Триест», предусмотренной мирным договором

1947 г., и разделение самой территории на две зоны (зона «А», оккупированная союзниками, и зона «В», оккупированная юго- славами), предназначенные, соответственно, для Италии и для Югославии.

Это не был компромисс, способный вызвать энтузиазм у тех, кто, как многие итальянцы, все еще ожидали выполнения пред-выборных обязательств1, данных Францией, Великобританией и Соединенными Штатами 20 марта 1948 г., содержавших обеща-ние возвратить Италии всю территорию, на которой должна была возникнуть «Свободная территория Триест». Однако политичес­кий контекст 1953 г. настолько сильно изменился по сравнению с

1948 г., что никто на Западе не способствовал бы принятию ре- шений, способных подтолкнуть Тито в «объятия» к Советскому Союзу. Поэтому идея разделения представлялась более реалис­ тичной. Кроме того, ее достоинством было то, что она возвращала Италии город Триест, - этот символ неравноправного положе- ния Италии в европейской системе, а в качестве проблемы - ре- ликт периода Второй мировой войны. В сложившейся обстановке

1 Имеются в виду парламентские выборы в Италии 18 апреля 1948 г. -Прим. переводчика.

Глава 9. Образование блоков и эволюция их взаимоотношений 803

правительствами Лондона и Вашингтона была с трудом достигнута договоренность послать (8 октября 1953 г.) двум заинтересован­ным сторонам ноту, в которой заявлялось о намерении вывести англо-американские войска из зоны «А» и передать эту террито­рию итальянской администрации.

В краткосрочном плане нота от 8 октября, не только не улуч-шила, но и обострила итальянско-югославские отношения. В Юго-славии состоялись антиамериканские демонстрации, и Тито зая­вил, что если итальянские войска войдут в зону «А», то это будет рассматриваться Югославией как «акт агрессии». Однако в ответ на эти волнения в начале ноября, в годовщину победы 1918 г.1, прошли проитальянские демонстрации в Триесте, подавленные силами полиции с бессмысленной жестокостью (четверо погиб­ших и тридцать раненых).

В более долгосрочном плане началось, однако, движение в направлении решения вопроса. Идея конференции пяти (Фран-ции, Великобритании, Соединенных Штатов, Италии и Югосла-вии) оказалась нереалистичной, хотя обе стороны готовы были считать заявление от 8 октября приемлемой отправной точкой. Вместо этого в ноябре 1953 г. начались параллельные переговоры в Лондоне, в ходе которых был достигнут компромисс.

5 октября 1954 г. в британской столице был подписан мемо-рандум о соглашении, которое санкционировало разделение «Сво-бодной зоны Триест» на две уже фактически существующие зоны, с некоторыми уточнениями границы в пользу Югославии. Каждой из двух зон управляла администрация, состоящая из двух заинте-ресованных сторон (которые только в ноябре 1975 г., подписав договор в Озимо, придали окончательный характер временным формулировкам меморандума о соглашении).

Сказанное позволяет понять значение, которое проблема Три-еста оказывала на итальянскую, а также югославскую внешнюю политику и на стабилизацию порядка на Балканах. В самом деле, после того, как с пути было убрано это препятствие, переговоры по поводу новой редакции соглашения между Югославией, Гре-цией и Турцией возобновились и стороны смогли добиться успеха еще до формального соглашения по Триесту, благодаря подписа-нию 9 августа 1954 г. самого настоящего договора о союзе сроком на двадцать лет, который предусматривал взаимопомощь в случае нападения. Таким образом Югославия также оказывалась связан-ной с атлантической системой, хотя и косвенным образом, но,

1 3 ноября 1918 г. итальянские берсальеры высадились в Триесте, и в этот же день было подписано перемирие между Австро-Венгрией и Италией, на ос­нове которого капитулировала австро-венгерская армия. - Прим. переводчика.

804