Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.66 Mб
Скачать

Часть 3. Холодная война

стал в большей степени выражением ограниченности возможнос­тей советского контроля над сателлитами, чем демонстрацией сплоченности. Прошло немного времени, ив 1956 г. проявился этот аспект ситуации (как, впрочем, уже происходило в Берли-не в июне 1953 г., когда состоялись первые бурные рабочие де-монстрации против режима и были применены первые суровые репрессии).

Однако как бы это ни было важным, оставался факт, что в се-редине 1955 г. Варшавский пакт, взятый в совокупности с другими европейскими и мировыми событиями той эпохи, являлся показа-телем завершения европейского этапа биполярной конфронтации. С этого времени конфликт будет проявляться в других формах и с другими результатами в других регионах мира. Традиционная холодная война, которую вели в Азии до перемирия в Паньмынь-чжоне и в Европе, начиная с 1946 г., уже в течение некоторого времени вступила в период застоя. Вместо нее стали обсуждаться возможности «разрядки» и, более того, с историографической точки зрения, можно уже поставить вопрос, не являлась ли скла-дывавшаяся в Европе ситуация проявлением «первой разрядки», назревшей одновременно с организационным структурированием двух европейских «лагерей».

9.4. Поворот 1953 г. К первой разрядке?

9.4.1. Изменения международной ситуации в 1953-1956 гг.

В то время, как дискуссия в Центральной Европе (о перевоору-жении Германии) представала как ключевой момент столкновения между сверхдержавами и основа будущих международных отноше-ний, с начала 1953 г. (с уже упоминавшимся избранием Эйзенхауэ-ра на пост президента Соединенных Штатов и, немного позднее, со смертью Сталина) важные изменения начали воздействовать на традиционные темы европейской дипломатической жизни. Во всем своем новационном значении проявился ряд других ситуа-ций, расширявших панораму столкновения до всего мира, унифи-цируя ось, вокруг которой раскручивались события, но увеличивая число участников этих событий.

Наиболее важным из проявившихся явлений был кризис ста-рого империализма, сначала ползучий или сдерживаемый в опре-деленных географических зонах: в первую очередь французского, а затем британского. Он сопровождался все более распространен-ным отказом от тенденции сверхдержав к расширению масштаба

Глава 9. Образование блоков и эволюция их взаимоотношений 791

возникающего в их зоне конфликта на весь мир. Это был отказ от «холодной войны», понимаемой как обязанность для всех стран принять сторону одного из противников, вплоть до того, чтобы соглашаться на связи с ним посредством союзов или посредством доказательств подчиненности и лояльности, однозначных, хотя еще и не формализованных, в результате чего вся международная жизнь концентрировалась вокруг одной проблемы, тогда как тен-денция времени, напротив, состояла в диверсификации ситуаций. Но именно эта диверсификация подталкивала правителей и на-роды к рассмотрению проблемы глобального конфликта с увели-чивающейся дистанции как не своей проблемы. Иными словами, принимали очертания представления, из которых вскоре возник-нет движение за нейтрализм, а затем — коалиция неприсоеди-нившихся стран.

На всех континентах развивались новые процессы, ставившие проблемы, внутренние для каждой страны, но находившие отра-жение и в международном масштабе. Это являлось следствием тенденции, противоположной упомянутой ранее: в соответствии с ней определенные политические силы делали ставку на внешнюю поддержку, которую мог обеспечить им выбор определенного ла-геря в биполярном конфликте. Иногда эти новые процессы пред-ставляли собой эфемерные моменты политической жизни; а не-которые из них предвосхищали глубокие пертурбации, которые со временем обнаружат весь свой размах (от Ближнего Востока до Юго-Восточной Азии и до Латинской Америки). В появлении всех этих изменений не было, однако, ничего однозначного: это было переплетение акцентов, потребностей, восприятий, стратегий, лишь очень не скоро позволившее понять значение тех явлений, которые вызревали в то время, как мир был занят германским вопросом и другими кризисами, доминировавшими на междуна-родной арене.

Именно по этой причине в течение нескольких лет, прежде всего с 1953 по 1956 г., из-за того, что вызревавшие ситуации проявлялись лишь в дальнейшем, оставался неопределенным во-дораздел между прошлым и будущим. Деятельность отдельных правительств лишь изредка представлялась однозначной (не считая крайних случаев). И самой двойственной представлялась актив-ность сверхдержав, связанных стратегическими планами, приняты-ми к исполнению, но и воспринимавших симптомы изменений, исходивших из всех регионов мира. Таким образом, закладыва-лись основы нового вызова, с которым должны были столкнуться сверхдержавы. Каким образом они должны были реагировать на изменения после того, как каждая из них укрепила свою соб-

792