Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.66 Mб
Скачать

Часть 3. Холодная война

Саара и его управление европейским комиссаром, ответственным перед Советом министров ЗЕС. После вступления в силу договора о ЗЕС должна была начаться трехмесячная кампания подготовки к референдуму о принципе интернационализации. Дата референ-дума была назначена на 23 октября 1955 г. В кампании подготовки к референдуму могли принимать участие также и прогерманские партии. Эти последние развернули активную агитацию против интернационализации и одержали победу. Принцип интернациона-лизации был провален подавляющим большинством. В тот момент дискуссия по этому вопросу теоретически могла быть открыта вновь, поскольку отказ от интернационализации не обязательно предполагал возвращение Саара Германии. Однако, обстановка во франко-германских отношениях и стратегическое значение Саара тем временем изменились таким образом, что подталкивали к примирению.

В октябре 1956 г. правительства Парижа и Бонна договорились, что Саар в политическом плане вернется под германский сувере-нитет начиная с 1 января 1957 г. и что через три года политичес-кий союз будет дополнен экономическим объединением, в обмен на которое Франция получала важные гарантии в отношении по-ставок угля и осуществления навигации по Мозелю в направле-нии, обеспечивающем торговые связи провинции Лотарингия.

Парижскими соглашениями и их вступлением в силу завер-шился начавшийся в 1947 г. период строительства интегрирован­ной оборонной системы Запада. В середине 1955 г. эта цель была достигнута. Не всегда процесс был прямолинейным, и все-таки результат был значителен, поскольку он выражал решимость за-падноевропейских стран усиливать свои связи и придерживаться принципа союзных отношений с Соединенными Штатами как постулатов своей международной политики. Несмотря на измене-ния, произошедшие тем временем в Советском Союзе, потребность в консолидации или, точнее, потребность придать внутриевро-пейским отношениям четкое и определенное устройство, возоб­ладала над искушением вернуться к традициям национальных го-сударств. Достижение этих целей не сопровождалось реализацией всех надежд тех, кто отстаивал необходимость более тесного европейского союза. Однако отсутствие юридических форм не препятствовало тому, чтобы постепенно складывалась традиция сотрудничества, которая затем придаст Западной Европе новое политическое лицо.

Может показаться, что позиции французов по поводу пере-вооружения Германии уделялось столько места в изложении из-за

Глава 9. Образование блоков и эволюция их взаимоотношений 787

ее синтетического характера, и без сомнения это соображение будет правильным. Однако мучительные сомнения Франции в отношении ремилитаризации Германии заключали в себе последствия, кото-рые не могут и не должны недооцениваться. Они отражали кри-зис политического режима, основанного на довоенных ценностях и все еще не осуществившего модернизацию. Соответственно они отражали кризис типично европейской внешней политики, то есть концепции внешней политики, построенной как державная, основанной на имперских опорах в мире, переживающем кризис и начало конца колониализма. Они отражали также трудный процесс привыкания к необходимости перейти от открытой кон-фронтации с европейским противником к изнурительному про-цессу переговоров, который, однако, сглаживал конфликты и препятствовал их углублению. Они отражали, напротив, осозна-ние обоснованности того, о чем американская сторона заявляла начиная с 1947 г. (а, возможно, и раньше), а именно - что Европа сможет отойти от традиционных форм международного сообще-ства и изобрести новые формы.

В этом плане французский выбор столкнулся с проблемой но-вого европейского устройства, а также с проблемой построения интегрированной и объединенной Европы в соответствии с более или менее жесткими критериями. Для традиции французского национализма это было болезненное столкновение, которое, од-нако, в среднесрочной и долгосрочной перспективе заставит по-новому осознавать европейские проблемы.

Иными словами, в целом французский кризис являлся свиде-тельством трудностей, через преодоление которых менялся ста-рый способ осуществления внешних сношений; свидетельством того, что стереотипы соглашений или противостояний, запечат-ленные историей, постепенно разрушались и на их месте рожда-лась новая международная система, где доминировала биполяр-ность. Однако Франция неохотно приспосабливалась (не только в качестве Франции, но и в качестве части «малой Европы») к новой роли, вытекающей из иного распределения сил в мире. Поэтому данный процесс затрагивал не только Францию, но в различной степени (и в различные моменты) все европейские страны. Французский казус периода 1950-1955 гг. являлся, следо-вательно, также и показательным подтверждением изменений, происходивших в старой системе международных отношений в период, когда вырабатывались принципы формирования новой системы.

788