Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.66 Mб
Скачать

Часть 3. Холодная война

прецедентом, поскольку он предусматривал британское участие в европейской обороне. Почему бы не исходить из этого пакта, мо­дифицировав его в соответствии с необходимостью участия в нем Италии и Федеративной Республики Германии? Немногим более недели спустя после провала голосования по ЕОС английская дип­ломатия начала продвигаться в данном направлении, и Идену, являвшемуся главным действующим лицом этого дипломатичес­кого этапа, удалось достичь достаточного консенсуса по отноше­нию к формуле, предусматривавшей возможность одновременно­го вхождения Германии в НАТО и в Брюссельский пакт при ус­ловии, что значимость этой второй организации получит макси­мальное признание.

В такой обстановке в Лондоне 27 сентября была созвана кон­ференция девяти (шесть членов ЕОС плюс Соединенные Штаты, Великобритания и Канада). Идеи, переживавший в этот период один из наиболее эффектных моментов своей политической ка­рьеры, был вместе с Форин Оффис убежден в необходимости компромисса с Францией. Стабильность западной системы, от которой зависела любая возможность диалога с Советским Со­юзом, могла быть достигнута только с участием французов. Бонн, хотя и имел значение, не мог заменить Париж. Идея обновлен­ной entente cordial, нужной для гармонизации американских дис­сонансов и для поощрения европейского сотрудничества не на федеративной основе, оценивалась как возможный выход из по­ложения. Считалось, что имея в виду отношения между Востоком и Западом, предпочтительнее участвовать в диалоге с Москвой при поддержке Мендес-Франса, нежели при враждебной позиции расколотой и искушаемой нейтралистскими решениями Франции. Риск, что Франция может стать сателлитом sui generis Советского Союза, никогда не недооценивался британской дипломатией. Впрочем, Мендес-Франс, со своей стороны, был обеспокоен (как отмечает Антонио Варсори) возникшей напряженностью, о чем свидетельствовало подтверждение его стремления к реализации действительного примирения с Германией.

На базе этих предпосылок 28 сентября 1954 г. (меньше, чем через месяц после провала голосования по ЕОС) началась работа Лондонской конференции, которая сразу же занялась сутью воп­роса. Наиболее простым решением представлялась возможность возродить к жизни Брюссельский пакт. Идеи подтвердил гаран­тии, что Великобритания не выведет свои войска из Европы без одобрения Верховного союзного командования и таким образом поставил себя в положение гаранта прочности соглашения, кото­рое начинало принимать в большей степени характер формального

Глава 9. Образование блоков и эволюция их взаимоотношений 785

союза, а не интегрированной системы. Работа конференции закон-чилась 3 октября максимально возможным соглашением, которое предусматривало возвращение полного суверенитета Федератив-ной Республике Германии и косвенно предполагало в качестве выхода из сложившейся ситуации присоединение Германии к Ат-лантическому пакту.

Комиссия экспертов в течение почти месяца изучала юриди-ческие формулировки, в которые следовало облечь принципиаль-ное соглашение. На этом этапе вновь показалось своевременным приукрашивание суровой реальности достигнутых договореннос­тей некоторой европеистской мишурой. Было условленно, что но-вая организация будет названа: Западноевропейский союз (ЗЕС). Предусматривалось, что ЗЕС будет обладать своей общей армией, управляемой Советом представителей правительств, и что он будет также иметь Ассамблею с консультативными функциями, создан-ную в соответствии с обычной процедурой непрямого голосова-ния. Для гарантии того, что ни одна из стран-участниц не сможет выйти за определенные пределы перевооружения, создавалось также Агентство по контролю над вооружениями, которое должно было принимать решения только единогласно.

Результаты этой работы обсуждались на новой межправитель-ственной конференции, состоявшейся в Париже 20-23 октября, которая без особых трудностей пришла к соглашению по поводу нового текста соглашения, подлежавшего ратификации парла-ментами. После устранения аспектов, беспокоивших голлистов и французских умеренных, новый договор не встретил серьезных трудностей. 5 мая 1955 г. процесс ратификации был завершен. ЗЕС начал совершать первые осторожные шаги на своем скромном пути; а, между тем, Германия получила возможность перевоору-житься и вступить в НАТО.

Единственным серьезным препятствием на пути к реализации соглашения оставалась проблема Саара. После утраты надежд на его полную аннексию французы в полемике вокруг создания ЕОС отстаивали возможность интернационализации, наиболее функ-циональную в связи с созданием европейской военно-политичес­кой структуры. Провал голосования по ЕОС нанес удар по этому проекту и техническим планам, которые, по поручению Совета Ев-ропы, изучались специальной комиссией. Однако Мендес-Франс продолжал и во время Парижской конференции настаивать на французском предложении.

По этому вопросу франко-германская дискуссия достигла драматического пика, и только с трудом на грани провала был достигнут компромисс. Он предусматривал интернационализацию

786