
- •Революция под знаком ... Реставрации
- •Пассионарная теория о революции Мэйдзи
- •Революция Мэйдзи и боевые единоборства
- •Реформы Мэйдзи
- •3. В сфере экономических отношений были проведены следующие реформы:
- •Обзор Японии до Хризантемовой революции
- •"Консервативная революция в Японии" (рец. На кн.)
- •Японские толстовцы
- •Составление «Конституции Великой Японской Империи»
- •3. Конституция Японии 1889 г.
- •14 В действительности в Конституции 1889 г. Не было никаких изменений до принятия новой Конституции в 1946 г.
- •Первые щаги новой власти
- •Причины Хризантемовой революции (Сэйдзо Тадагава)
- •1. Реставрация Мэйдзи
- •2 . Причины и развитие реставрации Мэйдзи
- •"Железный канцлер" Хризантемовой революции
- •Последний Самурай
- •Хризантемовая революция в лицах: Окубо Тосимити
- •Разгром контрреволюции "Белых тигров"
- •Ронины - отцы Хризантемовой революции
- •«Да здравствует Император, долой варваров!»
- •Сёгунат, или против чего началась революция
- •Сёгунат и провинции
- •Почему революцию назвали Мэйдзи
"Консервативная революция в Японии" (рец. На кн.)
В.Э. Молодяков. Консервативная революция в Японии. Идеология и политика. (Дмитрий Жуков)
В.Э. Молодяков. Консервативная революция в Японии. Идеология и политика. М., Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999.
В 1999 году, в очень известном московском издательстве «Восточная литература», вышла довольно необычная книга историка В.Э. Молодякова «Консервативная революция в Японии. Идеология и политика». Необычность ее заключается в том, что рассматриваемый в ней период истории Японии, носящий название «революция Мэйдзи» или «реставрации Мэйдзи», дан с точки зрения концепции консервативной революции, феномена, характерного, казалось бы, лишь для Германии 10-20-х годов ХХ века.
Автор считает, что распространенная в отечественной историографии, и в современных учебных пособиях оценка «реставрации Мэйдзи» как «незавершенной буржуазной революции», совершенно некорректна. К Японии была приложена классическая европейская модель буржуазной революции (Великой Французской или революции 1848 г.). И получалось, что при всем кажущемся сходстве с европейскими революциями «Мэйдзи исин» не сделала многого из того, что ей «надо было», или «положено» было сделать. И в то же время совершила немало такого, что никак иначе как «реакционным» не назовешь, – например, провозгласила возвращение всей полноты власти императору и опору на традиционную религию Синто.
Вопрос о сути «реставрации Мэйдзи» в полной мере не получил ответа до сих пор, хотя о «Мэйдзи исин» написаны сотни книг и тысячи статей в разных странах мира. Однако изучена история «Мэйдзи исин», считает В.Э. Молодяков, только в своих материальных аспектах: политическом, экономическом и чисто историографическом.
Таким образом, исходя из концепции консервативной революции, автор попытался дать цельное, непротиворечивое и адекватное истолкование идеологических и философских учений и политических процессов, которые оказали решающее воздействие на ход японской истории XIX – XX вв.
***
В первой главе книги содержится краткий анализ доктрин и движений консервативной революции в Европе (Германия, Италия, Испания, Румыния, Франция и Россия), а также непосредственно связанной с ней философии традиционализма. Консервативная революция понимается автором в трех неотделимых друг от друга значениях: как учение, как движение, направляемое этим учением, и как процесс, осуществляемый в соответствии с учением. В.Э. Молодяков выделяет следующие основные признаки консервативной революции как учения и как движения:
1) ориентация на национальные духовные, культурные и религиозные традиции, на коллективизм, патриотизм, теизм; 2) отрицание «современного мира» как антидуховного и антинационального; 3) признание именно революционного и отрицание эволюционного пути борьбы; 4) приятие современных институтов, технологий и т.д., если они необходимы для достижения ее целей и подчинены ее духовным началам; 5) неприятие индивидуализма, материализма, атеизма, космополитизма, духа «протестантской этики».
То есть – Бог выше человека, Дух выше материи, политика выше экономики, государство выше индивидуума, интересы коллектива (государство, нация, семья или иная общность) выше личных, а среди коллективов предпочтение, отдается большим перед меньшим.
Надо отметить, что такого рода научный анализ истории «Мэйдзи исин», через концепцию консервативной революции и традиционализм, – дается впервые. Во второй главе «Мэйдзи исин» как консервативная революция показана в ее духовных, идеологических и политических аспектах. Духовный, сакральный аспект в отечественной, да и в зарубежной науке игнорируется вовсе, или рассматривается с сугубо материалистической точки зрения. Такой подход, по мнению автора, чреват серьезными ошибками, даже применительно к индустриальным странам, не говоря уже о традиционных обществах, где сакральные ценности имеют первостепенное, определяющее значение. В этой главе дан анализ идейных и духовных истоков «Мэйдзи исин»: философских и политических доктрин традиционалистов позднетокугавского периода – их деятельности и процесса превращения консервативно-революционной контрэлиты в правящую элиту эпохи Мэйдзи.
В третьей главе рассматриваются консервативный (идеи «реставрации», «возвращения», «очищения») и революционный (выбор радикального, а не эволюционного пути действий) аспекты феномена «Мэйдзи исин» применительно к духовным, историческим и политическим особенностям императорской системы Японии. Особое внимание автор уделяет концепции «государственного организма» (кокутай), анализирует ее эзотерический и экзотерический аспекты.
Четвертая глава дает определения различным видам национально ориентированных учений и движений, а также анализ деятельности радикально-националистических тайных обществ периодов Мэйдзи и Тайсё. В пятой главе исследуется национальный социализм, богатое оригинальными концепциями направление в идеологии и политике 10-30-х годов ХХ в. Анализируется эволюция национально ориентированного крыла социалистического движения, его сближение с радикальными националистами на основе общих консервативно-революционных идей. Шестая глава книги посвящена анализу идеологии и политической деятельности «фракции императорского пути» в японской армии 30-х годов и союзных с ней групп. В седьмой главе показан период кризиса консервативно-революционного движения, анализируется военный мятеж 1936 года. Автор рассматривает поиски консервативными революционерами выхода из политического и идеологического кризиса на примере замысла «новой структуры» 1938-1941 годов.
Пожалуй, главным (и основным) выводом автора является то, что история консервативной революции в Японии доказывает ее универсальный характер: она не является ни изобретением группы германских философов и идеологов 10-20-х годов ХХ века, ни сугубо европейским явлением, невозможным в другой культуре. Вывод уникальный, ибо дает огромную пищу для размышлений и опровергает устоявшееся, расхожее утверждение о том, что Запад и Восток не похожи друг на друга и не поймут друг друга никогда.
Творцы «Мэйдзи исин» достигли всех поставленных целей, считает автор: восстановили принцип единства духовной, светской, жреческой и царской власти сайсэй итти; вернулись к господству Традиции в духовной сфере, сделав Синто религиозной, политической и этической основой государства и общества; спасли Японию от иностранного вторжения и участи зависимой от европейских стран полуколонии, пусть и ценой некоторых временных жертв; провели необходимую для вхождения в «цивилизованный мир» интернационализацию, нисколько не утратив контроля над массами и не пожертвовав традиционными основами общества и государства; наконец, путем необходимых реформ обеспечили себе прочную политическую власть, а стране и населению – просвещение, стабильность и стремительный экономический рост.
Только консервативная революция с неизменной опорой на Традицию и одновременным стремлением радикально, а не «косметически» может реформировать государство и общество, чтобы привести в должную гармонию материальные и духовные факторы, необходимые для нормального, здорового существования.
Таким образом, «Мэйдзи исин» стала, пожалуй, наиболее показательным во всей мировой истории примером успешно осуществленной консервативной революции. И книга В.Э. Молодякова это прекрасно доказывает. Вместе с тем, автор с присущей ему скромностью постоянно подчеркивает, что его работа является первой попыткой исследования консервативной революции в Японии, исследования комплексного и многоаспектного, но не претендующего на исчерпывающую полноту.
Книга является поистине уникальным явлением в российской исторической науке. В ней впервые применен метод исследования конкретных исторических событий одной из дальневосточных стран через призму концепции консервативной революции и традиционализма.