Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Руслит.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
192.48 Кб
Скачать
  1. Творчество Фофанова

Фофанов Константин Иванович (1862 - 1911), поэт.

(В 1882–1883 К. Фофанов опубликовал два рассказа: «Злополучная» и «Часы украли».) Внимание к молодому поэту привлек С. Я. Надсон, отметивший первый его сборник стихов (1886) в своем критическом обзоре, опубликованном в газете «Заря» в 1886 г. Заинтересовал Фофанов и А. П. Чехова, дружил он с И. Е. Репиным, общался с литераторами, принадлежащими к разным поколениям и школам: И. Ясинским, Д. Мережковским, Н. С. Лесковым, Я. Полонским, А. Майковым, А. Плещеевым. Самым счастливым для Фофанова был конец 1880-х гг., когда он сотрудничал в «Русской мысли», «Русском богатстве», «Северном вестнике». Душевная болезнь помешала в полной мере развиться самобытному таланту этого поэта, но до конца жизни он занимался литературным трудом, публиковал сборники новых стихотворений («Тени и тайны», 1892; «Иллюзии», 1900). За год до смерти выпустил две брошюры – «После Голгофы» и «Необыкновенный роман». Последний, написанный в 1899 г., представляет собой поэму в октавах на тему пушкинского «Домика в Коломне». Свои стихотворения Фофанов печатал в газетах, появлялись они и в символистских изданиях.

Обстоятельный анализ поэзии Фофанова дан был в статье К. Арсеньева (Арсеньев К. Еще о современных русских поэтах. Н. Минский и К. Фофанов // Вестник Европы. 1887. № 5.).

В иной тональности, явно враждебной, характеризует новую русскую поэзию и Фофанова, как одного из ее представителей, критик «Русского богатства» П. Гриневич (Гриневич П. Обзор нашей современной поэзии. IV. Гг. Минский, Мережковский, Фофанов // Русское Богатство. 1897. № 9.).

Какими бы разноречивыми ни были оценки творчества Фофанова, многие поэты-модернисты признавали его полноправным участником процесса обновления русской поэзии. Высокую оценку его творчеству дал глава московских символистов В. Брюсов, назвав его «настоящим, прирожденным поэтом, поэтом “Божией милостью”» (Брюсов В. Фофанов К. М. [Некролог] // Русская Мысль. 1911. № 7.). Признав, что он поэт неровный, что прекрасные его стихотворения чередуются с абсолютно ничтожными, Брюсов утверждает: Фофанов по достоинству занимает «видное и почетное место среди русских поэтов XIX века» (Брюсов В. Константин Михайлович Фофанов (1862–1911) // История русской литературы XIX века. Т. 5. М., 1911).

Переживший в начале 1890-х годов тяжелое психическое заболевание и страдавший алкоголизмом Фофанов прожил последние десять лет жизни – первую декаду нового столетия – в пьянстве и нищете. По-прежнему многочисленные стихи его (всего им написано свыше 2000 стихотворений, не считая поэм, сказок, баллад и т.п.) печатались в массовых газетах и журналах; он подготовил к печати еще два сборника: Эфиры (стихотворения 1901–1906) и Крылья и слезы (стихотворения 1907–1911), но издателя для них не нашлось. Удалось опубликовать лишь две тоненькие брошюры: После Голгофы (1910) и поэму в октавах Необыкновенный роман – опять-таки «переделку» пушкинского Домика в Коломне. Читатели Фофанова остались в прошлом; стихи в лучшем случае не имели отклика (Блок в 1910 назвал их явлением «нововременской культуры»). Однако же и Мережковский, и Брюсов, и Горький относились к нему с почтением и безусловной симпатией; сын его, взявший звучный псевдоним Олимпов, был вместе с начинающим Игорем Северянином основателем «эгофутуризма», предтечами которого Северянин провозгласил Фофанова и поэтессу М.Лохвицкую. И программа, и самое существование «эгофутуризма» крайне сомнительны; однако некоторая преемственность все же наблюдается. К поэзии Северянина в немалой степени относится типологическая характеристика, данная творчеству Фофанова в Очерках по истории русской литературы (СПб, 1907) С.Венгерова: «Он почти никогда не берет русских сюжетов, а удаляется – за море, в Японию, в Палестину, в Скандинавию, в сказочное царство царевича Триолета, потому что это освобождает его от обязанности описывать точно и определенно... в его видениях реют только эльфы, феи, мелькают заморские царевичи, рыцари... часто стихотворения его обусловливаются не содержанием, а музыкальными особенностями того размера, который его в данный момент пленил». Отмечает Венгеров и «нарядность поэтического стиля, переходящую в крайнюю вычурность». При всех этих свойствах творчество Фофанов признается, однако, своеобразным, существенным и в известной мере плодотворным явлением русской поэзии конца 19 в.

Новый всплеск интереса к творчеству Фофанова был связан с выходом на литературную арену группы эгофутуристов, в числе основателей которой был сын поэта – К. К. Фофанов, более известный под псевдонимом Константин Олимпов. Близкий к эгофутуристам критик В. Ховин, издатель альманахов «Очарованный странник», анализируя творчество Фофанова (Ховин В. Силуэты русского декаданса. 1. Печальный пилигрим-предтеча // Очарованный Странник. Вып. 2. СПб., 1913), отметил, вспомнив статью Кранихфельда, где «наш» Надсон был противопоставлен «их» Фофанову (в статье был намек на близость поэта к «Новому времени»), что Фофанов не «наш» и не «их», он – предтеча, хотя и был современником первых декадентов, и многие из них испытали его влияние.