- •3 Изобретение стального каркаса и его применение в строительстве зданий.
- •4 Большие промышленные выставки. Возникновение развитие
- •7. Виктор Орта. Модерн
- •8. Характеристика домов стиля прерий. Райт
- •9) Выражение универсальности в общественных постройках Райт 1890-1916
- •10 Предпосылки появления и формирования модерна ка нового творческого направления.
- •13. Представление пластицизма в арх. Модерна Антонио Гауди-и-Корнет1852-1926
- •14. Органичн. И биоморфностьв построй. Ант. Гауди
- •15) Цели и задачи немецкого Веркбунда (1898-1927 гг)
- •16) Творчество Беренса с 1907 г. И характеристика его построек созданных для аэг
- •17 Концепция европейского архитектурного экспрессионизма. Стеклянная цепь.
- •18 Характеристика движения Новая вещественность,
- •19 Основные представители новая вещественность
- •20) Группа «Стиль»: эволюция и распад неопластицизма
- •21) Предпосылки возникновения и эволюция Баухауза.
- •22) Творчество Вальтера Гроппиуса
- •23. 5 Принципов архитектуры ле корбюзье
- •24 Творчество Ле Корбюзье
- •25 Вклад ле корбюзье в развитие теории архитектуры и градостроительства
- •26 Ciam: возникновение и развитие.
- •27 Функционалистический период в творчестве а. Аалто до 50-х годов
- •28 Творчество а. Аалто после 50-х годов
- •29 Высотное строительство в сша в конце 19-первой трети 20 века
- •30 Связь архитектуры и природы в постройках Райта
- •31 Проекты Райта созданные для узонианской культуры и характеристика термина узония
- •33 , Характеристика первого периода творчества Мисван дер Рое 1933-1967
- •35 Монументализация техники в творчестве Мис ван дер Рое
- •36 Интернациональный стиль Мис ван дер Рое
- •37 Архитектура итальянского рационализма 1930-40 и его представители
- •38. Характеристика архитектуры италии 30-40годы.
- •39) Архитектура сша в 1930-1940 годы в рамках «нового курса» и творчество Фуллера и влияние его работ.
- •40) Творчество ф.Джонсона и л. Кана с 1934-1964 гг
- •41. Междунродный стиль: формирование и распространение к 50 тым годам 20в
40) Творчество ф.Джонсона и л. Кана с 1934-1964 гг
Луис Исидор Кан - американский архитектор; приобрёл известность как создатель монументальных построек из кирпича и железобетона, которые представляют собой альтернативу "органической" архитектуре Ф. Л. Райта и строгости "стеклянных коробок" Л. Мис ван дер Роэ и Ф. Джонсона.
Можно сказать, что построив здание художественной галереи в 1954 г., Кан утвердил американскую послевоенную монументальность как самостоятельную культурную силу. Однако это здание едва ли можно сравнивать с вульгарной монументальностью, обычной для американской официальной архитектуры 1950-х гг. Типично «империалистическим» монументом этого периода было, конечно, посольство Соединенных Штатов, построенное Эдвардом Дарреллом Стоуном в Нью- Дели в 1957 г. Уровень декоративной монументальности, не говоря уже о проработанности, в смысле воплощения авторитарности былпревзойден лишь в здании посольства США в Лондоне, построенном Ээро Са- ариненом в 1960 г.
Художественная галерея Йеля, как и Стеклянный дом Джонсона, была мягкой интерпретацией поздней эстетики Миса. Кроме того, Мис всегда подчеркивал осевое построение композиции, а Кан и Джонсон маскировали свойственную их работам симметричность обстройкой каркаса. Кан использовал для этой цели очевидную непрозрачность кирпича, Джонсон полагался на отражающую способность стекла. Он учитывал свойственную этому материалу способность: установленные заподлицо листы стекла представали в виде сплошной оболочки; казалось, что она представляет собой такую же субстанцию, как и поддерживающий ее металлический каркас. Однако общим для этих работ является не только их «герметичное» отношение к поверхности. В обоих примерах прямоугольный объем оживлялся цилиндрической формой главных обслуживающих элементов: центральной лестницы в галерее, камина и ванной комнаты в Стеклянном доме. И хотя схема плана Стеклянного дома — круг в прямоугольнике — используется ив здании галереи Кана, именно Кан, а не Джонсон продолжал разрабатывать понятие о цилиндре как об обслуживающем и прямоугольнике как об обслуживаемом элементах в диалектике общей архитектурной теории.
Эти ранние работы Джонсона и Кана создали род пост- мисовского пространства: асимметричную архитектуру «почти ничего», в которой главным было не заявление конструкции как каркаса, а скорее манипуляции поверхностью, обеспечивающей свет, ощущение пространства и опору. Так, пространственное решение картинной галереи Кана в равной мере определяется как бетонными пространственными рамами в форме тетраэдров, которые образовывали ее перекрытия, так и регулярной сеткой прямоугольных колонн, которые разделяли внутренний объем здания на четыре основных отсека. Как заметил Рейнер Бэ- нэм:
С 1950 г. сначала Джонсон,а затем и Кан активно увлеклись оживлением формальных систем прошлого. Исторические реминисценции в творчестве Джонсона, очевидные в неоклассических качествах Стеклянного дома, определяются его пониманием поздних работ Миса и, как и у Миса, романтическим классицизмом Шинкеля. Истоки интереса Кана к прошлому более трудно определить. Воспитанный в Филадельфии в традициях Боз-ар под руководством Пола Крета, но сблизившийся в конце 1930—1940-х гг. с радикализмом Бакминстера Фуллера и Фредерика Кизлера, после завершения «нового курса» Кан обратился к далекой исторической традиции, занимаясь выделением иерархического ордера из тяжелой конструктивной формы. Безусловно, подход Кана изменился в связи с разработкой проекта общественного центра еврейской общины в Трентоне (1954), созданного им спустя два года после возвращения в США со стажировки в Американской академии в Риме, где он пробыл год.
К середине 1950-х гг. творческие ассоциации этих двух архитекторов заметно усложнились. В то время как Джонсон теперь ориентировался не на Шинкеля, а на Соуна, одновременно внимательно наблюдая за абсолютно независимыми вариациями в духе барокко, реализованными в Бразилиа Оскаром Нимейером, Кан увлекся идеей архитектурной всеобщности, исторические истоки которой берут свое начало скорее в исламской, чем в западной культуре.
На этом этапе деятельности Кана обнаруживается один из главных парадоксов работы и влияния Бакминстера Фуллера. Дальнейшее развитие творчества Кана показывает, что эта сторона мышления Фуллера произвела сильное впечатление на него, особенно в период его совместной работы с Энн Тинг, ревностной последовательницей Фуллера. Различные варианты многоэтажного здания ратуши Филадельфии из треугольных элементов, спроектированного Ка- ном вместе с Тинг в 1952— 1957 гг., были созданы в тот период, когда он находился под непосредственным влиянием Фуллера. Идея «геодезического» небоскреба, стабилизированного с помощью образующих тетраэдры бетонных перекрытий и тросов, воспринимающих ветровые нагрузки, дала Кану возможность вернуться к архитектурному замыслу, предвосхищенному Виолле-ле- Дюком. Об этом свидетельствует одно из наиболее ясных заявлений, сделанных им в связи с этим проектом:
Здания Йельской художественной галереи до лаборатории Ричардса, построенной для Пенсильванского университета в 1957—1964 гг.,—обозначило первую фазу относительно поздней зрелости Кана. В обеих работах Кан использовал такой метод и такой тип выразительности, при которых эмпирические детали конкретного задания на проектирование почти не влияли на общую форму. По сути, это было приспособлением функции — как и в прошлом — к форме, но только сама форма при этом определялась в первую очередь глубоким пониманием общей задачи
Суть творчества Кана, его продолжающееся в наши дни влияние состоит в том, что архитектура для него всегда начиналась с «идеи», даже если он был достаточно гибок, чтобы позволить модификацию изначальной «формы». Для него строительство оставалось духовным актом, поэтому не случайно, что среди его лучших работ — культовые или мемориальные сооружения. При выполнении многих заказов он придавал высокое духовное значение программе, особенно при создании исследовательского центра, который он спроектировал для доктора Джонаса Солка в Jla-Холья, шт. Калифорния (1959—1965). Разделение всего комплекса на рабочую, предназначенную для совещаний, и жилую зоны, по-видимо- му, было выбрано Каном из-за настоятельной необходимости свести пространство лаборатории к идеальной форме
Работая над комплексом залов заседаний, Кан впервые имел возможность развить концепцию «здания внутри здания», которую на уровне идеи он выдвинул в набросках консульства США в Луанде, Ангола (1959). Эта идея, которой суждено было остаться нереализованной даже в Ла-Холья, стала главной темой его замечательного здания Национальной ассамблеи, построенного в Дакке в Восточном Пакистане (ныне Народная Республика Бангладеш) в 1965—1974 гг.
Отказ Кана от «простодушного» функционализма в пользу архитектуры, способной преодолеть утилитарность, привел его к утверждению параллельного подхода к развитию формы города. Этот поворот вновь отразил развитие его собственного творчества. Спроектировав своего рода «Лучезарный» город в центре Филадельфии (наброски Рационального города, 1939— 1948), в зрелом возрасте Кан настаивал на необходимости четко разграничивать «архитектуру виадуков» и строительство в масштабе человека. Это наиболее ярко выразилось в плане реконструкции центра Филадельфии (1956), где он пытался поставить формы Рима Пиране- зи 1762 г. на службу современному городу.
Нигде ограниченность взглядов Кана не проявлялась с такой горькой очевидностью, как в его сравнении проекта реконструкции центра Филадельфии с Каркассоном. Попытка доказать, что упорядочение автомобильного движения защитит город от разрушения автомобилями, была лишь утопической надеждой.
ДЖОНСОН: Стеклянный дом Линкольн-центр Худож-я галерея Шелдон
