- •Глава I
- •См.: Культурная жизнь в ссср. 1928—1941 гг. Хроника. М., 1976.
- •1 Материалы XXVI съезда кпсс. М., 1981, с. 63.
- •Глава II
- •1 Горький м. Собр. Соч. М., 1956, т. 30, с. 382.
- •Глава III
- •Филиппов б. Как я стал «домовым». М., 1974, с. 160 — 162.
- •Калинин м. И. О коммунистическом воспитании. Доклад на собрании партактива Москвы 2 октября 1940 г. — в сб.: о воспитании и обучении. М.,
- •Глава IV
- •Книга ж. Ж. Новера «Письма о танце и балетах» вышла в 1760 году в Лионе и Штутгарте, издана в России в 1803—1804 годах.
- •Блазис к. Танцы вообще, балетные знаменитости и национальные танцы. М.
- •Глава V
- •Новер ж. Ж. Письма о танце и балетах, с. 64.
- •Аристотель. Об искусстве поэзии, с. 66.
- •1 Мармонтель Жан-Франсуа (1723—1799) — французский писатель, теоретик литературы. Интересна его работа «Апология театра».
- •Цит. По кн.: Классики хореографии, с. 149.
- •1 Аристотель. Об искусстве поэзии, с. 89.
- •Аристотель. Об искусстве поэзии, с. 64.
- •ПушкинА. С. Поли. Собр. Соч. Л., 1978, т. 7, с. 148.
- •1 Цит. По кн.: Красовская в. М. Западноевропейский балетный театр от истоков до середины XVIII века. Ji., 1979, с. 187.
- •Цит. По кн.: Борисоглебский м. Материалы по истории русского
- •Цит. По кн.: Слонимский ю. Драматургия балетного театра XIX века. М., 1977, с. 39.
- •Глава VI
- •Н о вер ж. Ж. Письма о танце и балетах, с. 91.
- •См.: Захаров р. В. Искусство балетмейстера, с. 339, 350, 371.
- •Фокин м. Против течения, с. 256 — 257.
- •Глава VII
- •Глебов и. Симфонические этюды. Пг.,- 1922, с. 59 — 60.
- •Фокин м. Против течении, с. 424 — 425.
- •Гамзатов р. Мой Дагестан. М., 1968, с. 70.
- •Глава VIII
- •1 Фокин м. Против течения, с. 423.
- •Глава IX
- •Голейзовский к. Образы русской народной хореографии. М., 1964, с. 17.
- •1 М. И. Калинин. Избр. Произв. В 4-х т. М., 1962, с. 300.
- •Глава X
- •Глава XI
- •Ры вдв в в. Ф. Художник и театр. М., 1966, с. 5.
- •Глава V 58
- •1 Луначарский а. В. В мире музыки. М., 1971, с. 379.
Глава II
СОВЕТСКОЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО НА ПУТЯХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА
Метод социалистического реализма — творческий метод, основанный на правдивом, исторически конкретном изображении действительности в ее революционном развитии. Появление этого метода подготовили весь опыт развития всей предшествующей художественной культуры, и прежде всего ее прогрессивное реалистическое направление.
По определению Ф. Энгельса, «реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах» .
Непосредственным предшественником социалистического реализма был критический реализм, который сложился как метод, как направление в искусстве во второй половине XIX века.
Критический реализм раскрыл античеловечность буржуазного строя, дал социальное объяснение сущности человека и его поступков, мотивируя их конкретными условиями жизни общества. Одной из важных черт критического реализма был глубокий интерес к психологии героя, стремление проникнуть в тайники человеческой души. Важным свойством критического реализма был взгляд на народ как на социальную силу.
Метод социалистического реализма вобрал в себя все лучшие черты критического реализма в целом: тесную связь с
жизнью, с современностью, правдивое изображение типических характеров в типических обстоятельствах.
Решающую роль в теоретическом обосновании метода социалистического реализма сыграла работа В. И. Ленина «Партийная организация и партийная литература», опубликованная в 1905 году. Размышляя о литературе революционного пролетариата, Владимир Ильич писал: «Это будет свободная литера
тура, потому что она будет служить не пресыщенной героине, не скучающим и страдающим от ожирения «верхним десяти тысячам», а миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее будущность. Это будет свободная литература, оплодотворяющая последнее слово революционной мысли человечества опытом и живой работой социалистического пролетариата, создающая постоянное взаимодействие между опытом прошлого... и опытом настоящего» .
Маркс К, Энгельс Ф. Об искусстве. М., 1976, т. 1, с. 6 — 7.
Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 12* с. 104.
Впервые метод социалистического реализма был сформулирован А. М. Горьким на I съезде советских писателей в 1934 году. «Социалистический реализм, — говорил М. Горький, — утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого — непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека ради победы его над силами природы, ради его здоровья и долголетия, ради великого счастья жить на земле, которую он сообразно непрерывному росту его потребностей хочет обработать всю как прекрасное жилище человечества, объединенного в одну семью» .
Основными принципами социалистического реализма являются идейность, партийность, народность.
Процесс становления метода социалистического реализма проходил в борьбе и исканиях. В борьбе, с одной стороны, с приверженцами старого искусства, с другой — с «борцами» за так называемое новое искусство, отрицавшими все старое. Это имело место и в хореографии.
Деятели русского балетного театра в предреволюционный период были далеки от социальных проблем. Находясь в ведении Дирекции императорских театров, московская и петербургская труппы испытывали зависимость от вкусов царского двора, который предпочитал в балете его зрелищную сторону, видел в балетном искусстве развлечение, ласкающее взор и отвлекающее от серьезных проблем: «... он (императорский двор —
И. С.) использовал балет для прославления «силы и величия» монархии; он стеснял и подавлял стремление мастеров балета к раскрытию средствами танца истинных человеческих чувств и страстей» . И естественно, после Великого Октября оба крупнейших балетных коллектива страны переживали трудное время — искусство классического балета казалось устаревшим, ненужным, чуждым новому зрителю. В газетах того времени нередко появляются высказывания вроде: «Доколе Мариинский
театр будет нас питать буржуазными операми «Евгений Онегин» и «Пиковая дама»?» Аналогичные выпады делались и в адрес балетных спектаклей Большого и Мариинского театров.
Однако жизнь доказала, что классический балет понятен широким слоям трудящихся. Несмотря на разруху и голод, интерес к классическому балету был необычайно силен. Спектакли Большого и Мариинского театров, зрителями которых стали рабочие, солдаты, матросы,' проходили с огромным успехом. Восторги, бурные овации сопровождали выступления артистов балета в спектаклях классического репертуара, поставленных
4
Мариусом Петипа, Александром Горским, Львом Ивановым.
Стремление приблизить хореографическое искусство к жизни стало насущной потребностью времени. Это поставило перед балетмейстерами, драматургами задачу реалистической трактов-
' Горький М. Собр. соч. М., 1953, т. 27, с. 330.
Захаров Р. В. Записки балетмейстера. М., 1976, с. 11.
ки хореографических произведений. Например, к первой годовщине Великого Октября А. Горский с артистами Большого театра ставит балет «Стенька Разин» (на музыку А. Глазунова), где впервые на балетную сцену выходит новый герой — восставший народ.
Именно с позиций реалистической направленности, народности, верности идеалам революции мы должны рассматривать искания хореографов в 20-е годы. Вобрав в себя все лучшее из демократических устремлений балетмейстеров начала века, советское хореографическое искусство должно было наполнить создаваемые произведения социалистическим содержанием, сделать искусство танца действенным фактором всестороннего воспитания, образования широкой народной аудитории.
Мы уже говорили, что становление метода социалистического реализма в советской хореографии проходило в непрерывной борьбе, столкновении различных течений и взглядов. Мнение, что классический балет должен быть сохранен как незыблемая реликвия, что язык классического танца может быть лишь языком балетов классического наследия, а для нового сюжета, для нового спектакля нужен совершенно новый язык, ничего общего не имеющий с языком классического танца, было очень распространенным. Многие «теоретики» искусства и практики считали язык классического балета музейным прошлым, языком академических сцен. А будущее балета, полагали они, рождается за стенами ведущих театров, в студиях, где преподавание строится либо на элементах так называемой свободной пластики и акробатики, либо на имитации элементов движения машин, бытового танца...
В принципе поиски того времени были естественны, но важно было определить главное — реалистическое направление дальнейшего развития хореографического искусства, отказаться от временных заблуждений и ошибок.
В 1922 году известный балетмейстер, знаток классического наследия Ф. Лопухов в связи с постановкой им балета «Величие мироздания» на музыку Четвертой симфонии Л. Бетховена высказал следующие мысли, которые он считал определяющими для своего творчества в тот период: «Ввиду частичного
отрицания балета, мне кажется, насущной необходимостью является создание новой формы хореографического искусства, с танцем освобожденным и самодовлеющим. Иначе хореография, заперев себя в тесные рамки сюжетно-аксессуарного балета, не выявит все свое богатство и не представит возможность дать величайшие моменты хореографического переживания... наше танцевальное искусство — гимн небытию, гимн радости отрешения от земли, любви к выси» . Но построенная на основе этих принципов танцсимфония Лопухова «Величие мироздания» успеха не имела. Критик И. Соллертинский в статье, посвящен-
Цит. по кн.: Захаров Р. В. Записки балетмейстера, с. 24 — 25.
ной постановке балета, писал о том, что форма его оказалась слишком абстрактной. Балет не удержался в репертуаре.
П ринципиальное значение для решения современной темы в балете имела постановка в 1927 году в Большом театре балета «Красный мак». Спектакль многие годы пользовался у зрителей огромным успехом. Обращение к современной теме явилось для зрителя притягательной силой. Балет обошел, по существу, все балетные сцены нашей страны и неоднократно ставился за рубежом.
Такой успех был обусловлен прежде всего драматургией спектакля (автор М. Курилко) и талантливой, чрезвычайно мелодичной музыкой Р. Глиэра. Балетмейстеры В. Тихомиров и Л. Лащилин сумели языком классического танца убедительно раскрыть содержание произведения, показать становление революционного самосознания человека.
В пластической партитуре спектакля, наряду с классическим танцем, широко использовались элементы народной хореографической культуры, они составляли единое целое с музыкальным материалом.
Успех балета «Красный мак» — это победа реалистического направления в советском балетном театре. Этот спектакль свидетельствовал о жизненности классического балета, подтверждал его возможности реалистически решать на балетной сцене темы современности. В «Красном маке» нашла воплощение тема гуманизма советских людей, их интернационализма, тема дружбы между народами и солидарности простых людей.
«...Социалистический реализм, — писал М. Горький, — направлен на борьбу с пережитками «старого мира», с его тлетворным влиянием — на искоренение этих влияний. Но главная его задача сводится к возбуждению социалистического, революционного миропонимания, мироощущения» .
В 30-е годы советский балет активно осваивает современную и историко-революционную темы. В 1930 году в Большом театре увидел свет рампы балет «Футболист» (композитор В. Оранский, балетмейстеры И. Моисеев и Л. Лащилин). В Ленинградском театре оперы и балета в 1930 году был поставлен «Золотой век» Д. Шостаковича (балетмейстеры В. Вайнонен, В. Чеснаков, Л. Якобсон), в 1931 году «Болт» Д. Шостаковича (балетмейстер Ф. Лопухов), в 1932 году «Пламя Парижа» Б. Асафьева (балетмейстер В. Вайнонен). Постановка этого балета стала своего рода практическим подтверждением широких возможностей метода социалистического реализма, явившегося основой дальнейшего развития искусства, в том числе и хореографии.
Метод социалистического реализма требует отражения в произведении глубокой правды действительности в развитии, во всей многогранности, в столкновении противоречий. Внима-
