Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Зарубежная литература, Хомук, 3 курс.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
2.18 Mб
Скачать

Оноре Бальзак

1799 – 1850

Основатель романтизма, Бальзак был реалистом. Многие указывают на сильное романтическое начало в его произведениях (романтизм в широком плане). Бальзаковский романтизм сводится к правдоподобному изображению реальности с социальным уклоном.

Стремление свести всё многообразие жизни к получающему знаковое выражение. Бальзак всегда стремился за всем внешний многообразием выявить общие законы, и эти имеют духовно-символический характер. Изображается мир, но этот мир встраивается в умозрительную модель, близкую модели «Божественной комедии». Свою модель Бальзак назовёт «Человеческой комедией». Это сущностное вне истории, глобальная закономерность почти космического характера. Это определяет религиозный подтекст символики, всемирный подтекст – даже за любой бытовой деталью – всегда чувствуется это дыхание вечности, взгляд Бога, которым является автор. Важна не сама реальность, а её символическое значение – это романтическая природа, романтический ход (преодоление видимого, стремление к скрытой и возвышенной сущности, которая не всем открыта, которую нельзя показать буквально). По своему методу Бальзак реалист, но в стиле его произведений, даже в худож. мышлении много романтического, идеального. Это противоречие можно обозначить как противоречие между романтизмом и реализмом, возвышенностью и трезвостью.

Бальзак испытывает влияние Вальтера Скотта. Проблема, которая встала перед Б. в изображении современности, имеет философский характер: это соотношение духовного и материального. У Бальзака духовное не может существовать без материальной формы, а в свою очередь то, что считалось низким (изображение быта, вся материя жизни), получает духовную перспективу, эстетизируется. Незначащему, низкому придаётся эстетическое значение. Отсюда второй уровень – эстетический. Проблема возвышения низкого. Низкий персонаж получает позицию над обычным человеческим миром. Этот герой, который может быть героем формально (т.е. просто выделен автором из действительности), символизируется – становится символом философским.

Принцип, когда ничтожество нужно показать в возвышенном тоне, и возвышение происходит через призму символики – границы образа расширяются, человек не равен себе (Плюшкин у Гоголя).

Момент эстетизации: эстетизация того, что не вызывает интерес.

Вальтер Скотт, оказавший влияние на ранних реалистов, соотносит духовное и материальное через временную дистанцию – что-то вроде материального музея. Это другой аспект эстетизации.

Безобразное в произведение подчиняется общей эстетической природе произведения. Бальзак в своих замечаниях сетовал, что люди «требуют от нас прекрасных картин, но где же эти модели? Неужели ваши убогие одежды и неудавшиеся революции поэтичны?»

Ранние реалисты более близки к поэтичному изображению.

Поиск драмы приближает Бальзака к романтизму (но у его драм иное содержание). Драма как концентрация конфликта, новое понимание конфликта без романтической театрализации, утрированных эстетических форм изображения страстей. Главная тема творчества Бальзака – скрытая драма существования человека в обществе. Эта драма и определяет многослойность конфликта: никогда конфликт не исчерпывается в ХП сиюминутно, он всегда вовлекает конфликты вечные, универсальные, и эти вечные конфликты неразрешимы в отличие от психологических, социальных, семейных конфликтов.

Прежде всего говоря об этой скрытой драме: она не сводится к событию, она создаётся через глобальную перспективу. Эта драма отражает универсальную напряжённость, которая проявляется в социальных формах (как у Данте: рассказы грешников в контексте всего ада).

Драма столкновения со средой. Как увязать сферу личности и социальную среду? По Бальзаку это взаимонеобходимые сферы, мы невольно противопоставляем личность обществу при прочтении Бальзака. У Бальзака и в обществе, и в человеке свои плюсы и минусы, и сама драма столкновения с обществом и открывает минусы в человеке. Бог в душе человека – отсюда возвышенность человека, красота души, которая попирается общественными условиями. Этот внешний конфликт усиливает противоречие, как совмещать правду и красоту. Суть не в копировании, что подчёркивал Бальзак, «правда природы (действительности) не может и никогда не будет правдой искусства». Бальзака воспринимали как описателя нравов, вся эпоха, слои отражены в его произведениях. Но для Бальзака есть эстетическая проблема правды и красоты – она сочетается с философской проблемой соотнесения материального и духовного. Следует отличать мировоззренческую установку автора и его художественную практику (эстетич. манифесты и тд). Бальзак сознательно показывает духовное как универсальное (у Бальзака вообще к каждому предмету подводится универсальность), но духовное и всегда получает материальное изменение – это буквальный материальный эквивалент. Всегда главные герои Бальзака красивые – и это выражение красоты внутренней. Его молодые герои женоподобны, как бы ангельская форма, единство, гармония женского и мужского начала. Или деньги как эквивалент материальных сил человека, энергии человека. У Бальзака фигурируют огромные суммы денег и числа предметов – тоже выражение универсальности. Материальное – аналог универсальности.

Но соотношение материального и духовного – метафорическое, символическое.

Художественные принципы вырабатывались в работе над «Человеческой комедией».

Формирование замысла приходится на начало 30х годов. «Я пишу огромное современное чудовище (им.ввиду общество) со всех сторон. Я отражу всё общество в своей голове. В этой установке романтическое стремление», «То, что не совершил Наполеон мечом, я захвачу пером» - повествователь выступает как пророк, демиург, овладевает обществом. Экстенсивный принцип – описать всё. Принцип обилия, широты, но – заключить это всё в своей голове. Этот момент связан не просто с тщеславием (и Бальзака, и его героев) – во многом это романтическое тщеславие, идеалистическое. Важно отметить, что это не только самомнение писателя – стать самым-самым – когда текст побеждает, первенствует над действительностью. Это нереалистический принцип (в реализме текст лишь зеркало действительности, он подчинён ей). У Бальзака текст как первичная модель, вбирающая в себя, захватывающая мир, создающая порядок в мире по своему закону. И другой важный момент: такая позиция автора победить мир и сказать последнюю правду о мире создаёт сложное соотношение повествователя с героем. Здесь повествователь несёт следующие нагрузки: он бог этого мира, он владеет формой, он творец этой вселенной, а с др. стороны он – голос человечества, всё человечество в нём (повествователь – отдельное лицо, близкое герою-жертве, а герой побеждаем миром, но голос повествователь рядом, охватывающий героем, поддерживает его, это создаёт сложное соотношение, сложную биполярность героя-повествователя и персонажа). Эстетическое формирование автора параллельно эстетическому формированию своей жизни героя. Герой творит себя. Многие герои Бальзака ориентированы не только на то, чтобы занять какую-то позицию в обществе и тд – они ориентированы на эстетическое преображение. Символика: моё я отражается в моём образе, некая целостность, идеальность образа. И наслаждение жизнью, богатствами всегда содержит этот эстетический момент. Социальная форма для героя – сотворение себя эстетически. В этом плане герой ориентирован не просто материальное, но и на достижение красоты, воплощение себя в прекрасном мире.

Первые три раздела называются «Этюды». Наиболее латентный, неразвитый раздел, - Аналитический Этюд. Сюда относится Физиология брака, Мелкие невзгоды супружеской жизни. Второй раздел – Философские Этюды. Неведомый шедевр, Эликсир долголетия, Поиски абсолюта, Луи Ламбер, Шагреневая кожа. В Философских этюдах сюжет символичен, во многих этюдах соотносятся разные эпохи, как бы налагаются друг на друга для выведения общего философского знаменателя. При этом здесь используется Бальзаком фантастика, фантастическое допущение как некий эксперимент, обнажающий «реалистический» механизм законов жизни. Т.е. фантастика не просто чудесное, связанное с иномирием, как в романтизме, а – как некое условие, подчёркивание реалистических закономерностей. Шагреневая кожа – некий предмет, который сокращается по законам сокращения времени, человеческих сил – просто это наглядно и зримо выражено.

Наиболее объёмный раздел – Этюды о Нравах. Они делятся на сцены, топографический принцип, связанный с социальным делением. 6 сцен. Сцены частной жизни. Сюда относятся: Тридцатилетняя женщина, Полковник Шабер, Отец Горио, Обедня Безбожника, Гобсек и др. Сцены провинциальной жизни: Евгения Гранде, Утраченные иллюзии, Туррский Священник, Музей Древностей и др.Сцены парижской жизни: Блеск и Нищета Куртизанок (продолжение Утраченных иллюзий), История Величия и Падения Цезаря Биротто, Кузина Бетта, Кузен Конц.

Сцены военной жизни: (первый роман Бальзака, он же исторический) Шуан или Британия в 1699 году (др. название – Последний Шуан).

Сцены политической жизни: Тёмное дело, Депутат Ор ан Си (??).

Сцены сельской жизни: Сельский врач, Сельский священник, Крестьянин.

Бальзак осуществил и не осуществил свой замысел. Осуществил в том, что написал он очень много – он действительно охвати французское общество. А не осуществил потому, что ему помешал принцип историзма: изменение общества в ходе времени, и следовательно замысел был обречён на неудачу: можно писать бесконечно.

Б. создал около 100 произведений.

Принцип для реализма несвойственный (принцип циклизации).

Циклизация активна в романтический период, т.к. в цикле всегда не исторический, отвлечённый принцип. То, что объединяет произведение в одно целое, - оно извне этого мира. Некий универсальный критерий охватывания, критерий театра. Как в шкатулку вкладывается содержание реальности.

Произведения могут восприниматься отдельно, каждое само по себе, как бы изнутри, но каждое произведение – это определённая клеточка этого целого.

Связь произведения с циклом – не только тематически, Бальзак вносит указатели (продолжение истории см. там-то). А также – принцип переходных персонажей. Обычно главные герои у Бальзака заканчивают плохо, а переходные персонажи пограничного плана – в них усилен принцип типичности, нетипичные персонажи оплачивают своей смертью свою биографию как некое уникальное целое внутри произведения, они всегда плохо заканчивают.

Нарушение худож. иерархии: в одних произведениях персонаж может быть главным, в других этот же персонаж – второстепенный.

В начале описывается поздний период жизни персонажа, а после в др. произведении описывается его ранний период. В контексте ЧК нарушается временная последовательность.

У Бальзака отдельный человек не важен – он важен в контексте определённого произведения. Поэтому это комедия.

Разные позиции, с которых оценивается человеческая жизнь: вблизи от отдельного я (драматическое восприятие) и с дальнего взгляда, с позиции повествователя-бога – и попытка совместить эти позиции. Сам дальний взгляд у Бальзака связан с общим, универсальным началом человеческой жизни, с природой человеческих страстей. Центральный объект изображения – человеческие страсти. Они – двигатель сюжета, они побуждают ко всему – это связь с романтизмом (когда не просто чувства, а страсть). Страсть – то, что внутри человека. А с др. стороны страсть – это что-то внешнее по отношению к человеку, она завладевает человеком, это некая самостоятельная сила. Её источник – не только человек, но и что-то универсальное. В страсти содержится трансцендентная природа.

Страсти имеют материальное изменение. В своей универсальности, в своей общей философской природе страсти едины.

Страсти вступают в противоречие со страстями других, поэтому общество – это котёл, где каждый находится в войне «я против я», и регулятор этой борьбы страстей – общество.

«Я пишу при свете двух вечных истин – религии и монархии».

Художник – носитель творческой страсти – тоже включён в это общества. Страсти не универсальны (некая универсальная основа сохраняется, но как предмет изображения не универсальны), они обусловлены конкретно-исторически.

В предисловии к ЧК Бальзак писал о сценах: «Сцены к частной жизни изображают детство, юность, их заблуждения. Сцены провинциальной жизни – зрелый возраст, страсти, расчёты, интересы честолюбия. В сценах парижской жизни дана картина пороков и всех необузданных проявлений жизни, вызванных нравами, свойственными столице, где одновременно встречается крайнее добро и крайнее зло. Сцены политической жизни: жизнь особая, протекающая вне общих рамках. Сцены военной жизни: общество в состоянии наивысшего напряжения. Сцены сельской жизни – вечер длинного дня. В этом разделе встречаются самые чистые характеры и осуществление высших начал порядка.

В Предисловии к ЧК Бальзак показывает, что он ориентировался на естественные науки, идея этого произведения родилась из сравнения человека с животным миром. Создатель пользовался единым образцом для всех живых существ. Этот образец как некая основа, и каждое существо получает свои признаки от среды. Естественно-научный принцип. Социальная среда сложнее: больше разнообразия видов, каждый движим разумом, чтобы изменить своё место – отсюда внутренняя борьба, сознательное противостояние существа своему месту в среде. И третий момент, усложняющий всё, - историческая изменчивость.Эстетические проблемы в предисловии Бальзак видит не только в предмете, но и в самой природе худож. творчества. Худож. творчество всегда базируется на опред. остановках.

Писатель в своём мировоззрении несёт идеал и сравнивает с ним действительность, укрупняя типичные явления этой действительности в соотношении с этим идеалом. Идеал воспринимается Бальзаком в Предисловии, как возвышенный обман. Роман не имел бы никакого значения, если бы при этом идеале не был бы правдоподобен.

Задача сделать интересным добродетельное лицо Бальзаку удалась.

Как происходит возвышение героя? Изображая реального, социального человека, Бальзак соотносит его с религиозным архетипом, или символом, и скульптурным архетипом.