- •50Е годы – зрелый реализм. Зрелый Флобер.
- •Оноре Бальзак
- •Шагреневая кожа (1831)
- •«Евгения Гранде»
- •«Отец Горио»
- •«Утраченные иллюзии» и особенности поздней манеры.
- •«Красное и черное» (1830 год)
- •«Пармская обитель», 1839г.
- •Проспер Мериме
- •12 Апреля франц. Художник де Леклюз переделал портрет Мериме – сохранил черты лица автора, но переделал женское платье. Этот портрет был в первых изданиях пьес.
- •«Жакерия» - 1828г.
- •Роман «Хроника времён Карла IX», 1829г.
- •«Таманго» (1830 год)
- •«Коломба» (обязательно читать) 1840 год.
- •Французская литература (фл) 50 – 60х годов
«Жакерия» - 1828г.
В этой пьесе усиливаются реалистические тенденции. Мериме называет её не драмой, а сценами феодальных времён. Романтизм в этой время уже оттесняется реализмом, и возрастает значение истории, которая в «Театре» имела театрализованно-культурологический характер. Здесь Мериме обращается к франц. истории, показывает бунт народа против феодалов. Этим пьеса перекликается с современностью (в 1830м году – Июльская революция). Многие черты жестокой реальности, изображаемой Мериме, перекликаются с современностью, т.е. остаются актуальными.
«Жакерия» не постановочна в отличие от «Театра», где пьесы отдельно ставились, но цикл всё же нет.
«Жакерия» определяет борьбу Мериме с классицизмом: сказывается жанровая свобода в многократной смене действия – то готические залы, то деревенские площади, дороги на опушке леса и т.д.
Сама форма сцены лишь определяет принцип (и в этом сохраняется связь с шекспировской хроникой) объективности, хроникальности повествования.
Мериме здесь также в построении характеров отдаляется, преодолевает традицию как классицизма, так и романтизма. Классицистическая традиция диктовала Мериме необходимость идеализировать некоторых героев. Мериме отбрасывает эту традицию. Но в то же время по романтическому канону он бы мог порицать злодеев, дать злодеев в однозначно чёрных тонах, однако в сценах осады и гибели Жильбер проявляет благородство и вызывает сочувствие.
У Мериме жестокость в Конроде имеет патологический характер.
Образ ребёнка у Мериме становится связан с мотивом проявления влияния той среды, в которой он растёт.
Мериме использует не готовый характер – характеры меняются, особенно это касается и женских образов. Дочь главного героя – Изабелла – сначала кажется идеальным началом, но в сцене, когда она узнаёт о любви к ней Пьера (бывший крестьянин, получивший воспитание в замке, близкий по типу к романам Вальтера Скотта), она изгоняет его, считая себя оскорблённой и грубит служанке. История Изабеллы заканчивается полным её унижением, она просит предводителя английских отрядов (который обесчестил её) жениться на ней, т.к. он дворянин. При этом, изображая «высоких» персонажей, Мериме отвергает романтическую тенденцию связывать идеал с низами общества. Здесь снова характерный принцип – главные герои, принадлежа одной и той же изображаемой реальности как люди, принадлежат к разным реальностям как образы сознаний. Это касается 2х т.н. положительных героев «Жакерии» - сам брат Жан, который возглавляет восстание, и Пьер. На них отражается общий принцип пьесы – по ходу действия герои меняют характер своего поведения – возникает момент многогранности.
Сложно говорить, что Мериме изображает в своих произведениях полную личность или сложный характер (хоть он и меняется) – впечатления о полном характере не возникает.Мериме сравнивают с Пушкиным. В связи с характерами Пушкина – то же самое, но Пушкин сильнее разъединяет эти ипостаси (тот же Сильвио в «Выстреле»). Тот же глубинный принцип построения в новеллах. Это не реализм и не романтизм – это особый принцип построения характера.
Для Мериме важен тип сознания – общая социальная и культурная характерность, а не внутренний субъективизм, свойственный социально-психологическому роману. Брат Жан – уровень общественного человека, вождь, носитель коллективного, он предъявляет высокие требования маске, которую он и презирает. Презирая толпу, брат Жан соглашается возглавить восстание из-за личных мотивов, а не облагораживающих – личный эгоизм, который всегда мешает человеку у Мериме встать над собой. Брат Жан возносится над пьедесталом исторического героя, он образован, думающий, что и другие способны к такой же воли, общности целей, разумности. Брат Жан – носитель разумного начала, которое оттесняет гуманистическое сопереживание другому человеку. Поэтому он каже5тся жестоким: он перешагивает через людей. Это создаёт двойственность финала. Поражение связано и с характером вождя – с той бездной, которая отделяет вождя от массы.
Пьер выражает чувство. Это часто у Мериме – антитеза, дилемма. Персонажи могут не вступать в антагонистическом отношения – здесь можно увидеть принцип дополнительности; Мериме показывает, что такие типы сознания друг друга не слышат, они параллельны, не сходятся в диалоге.
Герои Мериме – марионетки тех сил, которые они олицетворяют. В этом следовании или страсти, или разуму герои тоже не являются личностями. Пьер – вальтерскоттовский персонаж, он слаб. Его рыцарский поступок в общем алогизме теряется в хаосе, алогизме сталкивающихся позиций – его поступок трагикомичен. Пьер подло убит в спину.
Мериме показывает не только разрыв личности и массы в ситуации восстания, но и разрыв личностей между собой как разных типов сознания. В отличие от Стендаля у Мериме в контактах героев нет общей основы. Эта основа определяется как бы извне – то, что герои в одно время, в одном месте, их могут объединять родственные отношения – это как бы дано героям. Но они существуют на разных этажах мыслимой реальности. И перескакивание, понимание у Мериме отсутствуют. Другое – terra incognita, его невозможно познать.
