Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Литература 1-35.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
748.54 Кб
Скачать

34) Творчество Некрасова и традиции «натуральной школы». Образ дороги в лирике Некрасова.

Деятельность Некрасова как представителя натуральной школы была весьма многообразной. Шесте с Белинским он был ее организатором. £№у принадлежит ведущая роль в создании "Физиологии Петербурга" (1845) и "Петербургского сборника" (1846) - альманахов, сам факт появления которых свидетельствовал о консолидации сил натуральной школы. Эти силы группируются затем вокруг "Современника", редактором которого тоже стал Некрасов. Он был и критиком натуральной школы. Его статьи появляются уже с 1841 года, а вскоре очевидной стала близость позиций его и Белинского. Наконец, как практик, как писатель натуральной школы Некрасов проявил себя также весьма разносторонне: и в црозе, и в драматургии, и в поэзии. А после 1845 года стало совершенно ясно, что как поэт натуральной школы Некрасов - явление уникальное. Новое направление складывалось, прежде всего, в прозе; там литераторы шли широким фронтом; Некрасову удалось воплотить принципы натуральной школы в поэзии, притом в такой форме, что радом с ним из поэтов и поставить некого.

Итак, два направления - интерпретация проблемы социальности и динамика борьбы "натуральной" тенденции со сторонними влияниями - будут определяющими в творчестве Некрасова. Соотношение их будет различным. Основное внимание мы будем уделять воплощению взаимодействия личности и общества в художественной системе Некрасова. Меньшее внимание ко второму аспекту 7 определяется и подчиненным его положением и логикой развития натуральной школы: по мере утверждения реализма сам накал его противостояния, например, романтизму ослаблялся, а некоторые достижения романтизма были им ассимилированы. Иначе, с обретением собственной определенности утверждение через отрицание утрачивает смысл.

Решение основной проблемы взаимоотношения личности и общества в зависимости от жанра, в котором работал Некрасов, было различным. Жанровая система натуральной школы эволюционировала: от малых оперативных форм движение было направлено к более крупным, способным всесторонне отразить действительность. Во многом динамика жанровой структуры определялась взаимодействием сложившихся жанровых форм и нового социального содержания.

Например,.очерк обрел совершенно оригинальную форму и закрепился в истории литературы под названием "физиологического очерка" именно в результате поисков натуральной школы. Фактически используя известную жанровую форму, писатели-"натуралисты" , обратившись к новому содержанию (от нравоописательности к социальности), видоизменили поэтику очерка, создали его новую жанровую разновидность*.

В рассказе, повести социальное содержание сначала наполняло собой известные каноны сюжетосложения, воплощалось в отработанных приемах рисовки характера и т.д., затем приспосабливало, видоизменяло поэтику жанра и, в конечном счете, вырабатывало новые принципы сюжетосложения, отражавшие динамику социального бытия, по-иному трактующие судьбу человека.

Порой социальное содержание, внедряясь в сложившуюся сюжетную структуру, жило словно параллельно, независимо от неподдающихся перестройке приемов. Так было с водевилем. Попытки внедрить в него социальное содержание давали некоторые результаты: в него входили герои, характерные для того времени и новых общественных отношений; автор порой мог провести в нем идею, весьма важную для умонастроения той поры; но логика водевильного сюжета и логика жизни расходились. Жанр в рамках своей определенности упорно противостоял новым тенденциям.

Наконец, решение проблемы социальности не цросто качественно в чем-то было различным в отдельных жанрах. Тут нужно обратить внимание на еще одну особенность: система "личность-среда" в ее единстве и равновесии элементов свойственна всей жан- . ровой системе Некрасова, но в отдельных жанрах цреимущественное внимание уделяется либо рисовке типа, либо широкому изображению среды. То есть жанр - это либо своего рода угол зрения на единую социологическую проблему, решаемую всем творчеством Некрасова, либо даже часть проблемы. Поэтому в основе деления нашей работы лежит жанровый принцип.

В первой главе рассматриваются водевиль, прозаический фельетон и юмористические стихотворения Некрасова, написанные до 1845 года. В этих жанрах складывались художественные принципы творчества Некрасова, и этот процесс во многом протекал с теш трудностями, которые были характерны для становления натуральной школы. Порой трудно было в сложившийся жанр ввести новое содержание, а если это и происходило, то в изображении личности и общества у Некрасова здесь проявлялся ряд тех "болезней", о которых говорилось выше (метафизичность, статичность и т.д.).

Во второй главе рассматриваются прозаические жанры творчества Некрасова: его рассказы и повести первой половины 40-х годов и роман "Жизнь и похождения Тихона Тростникова". Произведения, анализируемые в первой и второй главе, хронологически создавались одновременно (лишь годы написания романа выходят за эти рамки) . Но в прозе Некрасову удалось едва ли не с первых шагов найти более удачное решение проблемы социальности. Главное открытие состояло в том, что здесь наметился подход к изображению социальной закономерности в динамике. В то же время и в прозе присутствовало влияние враждебных натуральной школе традиций (романтических, прежде всего), и борьба с ниш была довольно напряженной.

1845 год - это рубеж в творчестве Некрасова. После него развитие художественных принципов, выработанных Некрасовым в русле натуральной школы, становится одновременно и преодолением ее ограниченности. Поэтому трансформация принципов натуральной школы в творчестве Некрасова после 1845 года во всех жанрах рассматривается в одной главе.

Изучая стихотворные произведения Некрасова, трудно не заметить, что встречи автора с персонажами часто происходят в дороге, на городски^ и деревенских улицах, базарах, во время ближних и дальних прогулок, поездок, путешествий. Об этом говорят нам даже названия стихотворений: "На улице", "В деревне", "Отрывки из путевых записок...", "Ночлеги", "Прогулки", "Тройка", "Извозчик", "Еще тройка".

Улица, дорога, дорожные "ночлеги" сближали поэта с народом, способствовали общению с обездоленными тружениками, расширяли возможность изучения их характеров, языка, быта. Не только широкий простор русских полей и лугов, но и конные дороги влияли на творческую активность поэта, постоянно возвращая его мысль к народной жизни.

Мотив дороги делает естественными встречи автора (или лирического героя) с новыми, неведомыми или малоизвестными читателю людьми, беседы с ними. Например, в стихотворении "Школьник" дорогой мотивируется и встреча с героем, и форма последующего размышления о нем. Дело в том, что в стихотворении говорится не только о дороге в буквальном понимании этого слова, но и дороге как о жизненном пути. Два понимания одного и того же слова перекликаются в тексте стихотворения. Встретив школьника-попутчика, едущего учиться, то есть выходящего на широкую дорогу жизни, поэт говорит о нем, босом; оборванном: "Это многих славных путь". И тут же упоминает о Ломоносове, который не просто шел из Архангельска в Москву, а от невежества к знаниям. Некрасов поддерживает людей — выходцев из народа, стремящихся к учению.

Невольно приходит иа ум и стихотворение "Железная дорога". Автор (или лирический герой: часто их сложно различить) встречает в пути (опять в пути!) мальчика, спросившего у отца, кто строил железную дорогу, по которой они едут. Этот вопрос дает поэту возможность начать размышлять о тех тяготах, которые испытал русский мужик при строительстве. Мотив дороги снова помог автору развить свою идею, более того — облечь ее в увлекательную, интересную, хотя и печальную форму.

Столь частое использование композиционного приема путешествия и мотива дороги объясняется прежде всего усилением авторского интереса к народной жизни. Действительно, где, как не в дороге, можно узнать самые интересные правдивые истории из жизни крестьян? Дорога часто вынуждает двух людей, волею судьбы оказавшихся попутчиками, разговориться. Со своими случайными спутниками путешественники иногда оказываются откровеннее, чем с самыми близкими людьми. Поэтому-то дорожный разговор так часто напоминает исповедь. Стихотворение "В дороге" как раз иллюстрирует это утверждение. Ямщик жалуется барину, которого везет, на свою судьбу. В его мужицком лексиконе нет изящных оборотов, но зато в его речи столько искренности, что как живая встает перед глазами его несчастная жена Груша.

В своем творчестве поэт часто играл роль спутника своих персонажей. Быть спутником, собеседником и по возможности учителем и заступником народным — вот желанный удел поэта. Поэтому даже Музу свою он называл "печальной спутницей печальных бедняков, рожденных для труда, страданья и оков".