Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Литература 1-35.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
748.54 Кб
Скачать

13) «Путешествие из Петербурга в Москву» а.Н. Радищева как произведение сентиментализма.

http://shpargalki.ru/news/3839.html

Во второй половине XVIII в. сентиментальные путешествия были одной из самых распространенных форм литературных произведений.

Писатели-cентименталисты обычно использовали форму путешествия, чтобы

лучше раскрыть мельчайшие нюансы чувств своего героя; действительность -

природа и общество - стоит как бы в стороне, на втором плане, она показывается

только лишь сквозь призму личных переживаний автора-путешественника.

«Путешествие из Петербурга в Москву» - это собрание художественных и

документальных повестей, публицистических очерков, теоретических трактатов, философских рассуждений, политических деклараций, исповедей, писем, слов, од

и т. д., объединенных внешне - сюжетом путешествия из новой в древнюю столицу России, а внутренне - идеей политической борьбы с самодержавием и крепостничеством.

Сюжет путешествия несет служебную функцию, облегчая автору собирание и группировку разнородного материала в стихах и прозе из русской жизни и русской истории. Российская действительность воспринимается исключительно глазами «чувствительного» путешественника - мыслителя, философа, гражданина и простого человека, который уставал от езды в коляске, выходил из нее, чтобы размять ноги, потирал ушибленные бока, с удовольствием пил кофе грустил, страдал и плакал, видя людское горе, ненавидел и звал к возмездию, шутил и смеялся сквозь слезы.

Образ путешественника - главный внешний сюжетообразующйй стержень произведения.

14) Элегическое творчество в.А. Жуковского.

Элегиям принадлежит первое место в творчестве Жуковского, но не по количеству, а по значению, по содержательной наполненности, глубине самовыражения и по влиянию этого жанра на другие. В основном элегии лежат у истоков его творчества.

Элегии Жуковского - большие лирические произведения, в которых описательное и медитативное начала находятся в глубо­ком взаимопроникновении благодаря тому, что центром произве­дения оказывается элегическая личность. В прославленных элегиях «Сельское кладбище», «Вечер», в стихотворении элегического тона «Певец» в центре — образ юноши. Элегическая личность в поэзии Жуковского — совсем юный человек, он «Едва расцвел — и жизнь уж разлюбил» («Певец»). Горести, сомнения, раздумья юного сердца изливает поэт в стихах. Лирический конфликт в том и состоит, что юное существо оказалось не принятым жизнью: «Здесь пепел юноши безвременно сокрыли...» («Сельское кладбище»); «Придет сюда Альпин в час вечера мечтать // Над тихой юноши могилой!» («Вечер»); «И рано встретил он конец, // За­снул желанным сном могилы...» («Певец»).

Знаменательная особенность центрального элегического образа Жуковского в том, что поэт разрушал грани между жизнью и смертью своего героя, его бытием и небытием. В «Сельском кладбище» применен своеобразный, именно элегический прием композиции образа и всего стихотворения. Юноша-поэт вначале передает впечатления, вызванные сельским кладбищем, а затем он как бы видит себя умершим, похороненным и уже глазами других людей, как бы со стороны, смотрит на себя и читает эпитафию на собственном надгробии. Элегическая личность Жуковского, живя на свете, переносится в «мир иной», представляет себе жизнь без себя; герой живет и не живет одновременно. Такого рода разрушение границ между бытием и небытием, странные посещения живущим «мира иного», его погружения в могилы — первые романтические предвестия в элегиях Жуковского, на первый взгляд выдержанных в традициях сентиментализма.

В ранних элегиях «переселения» лишены мистики, они — результат необычной игры воображения поэта или его грустных предчувствий. «Переселения» имеют не мистический, а этический характер. Юный поэт размышляет о судьбе тех, чьи надгробия лишены пышности, а имена канули в Лету. Не прославленные герои отечества, а простые сельские жители привлекли внимание элегического человека. Их судьбы побудили его (в элегии «Сельское кладбище») сформулировать целый моральный кодекс, основанный на принципах гуманизма: всегда следовать голосу совести и чести, не раболепствовать перед сильными мира сего, не прельщаться лестью и не служить своей гордыне, не быть жестоким и равнодушным к тем, кто страдает, ценить в жизни не успех славу, наслаждения, а добросердечие, отзывчивость, способность чувствовать чужую боль, готовность прийти на помощь нуждающемуся в ней.

Главный интерес Жуковского как романтика вызывают особые переживания, эмоциональные и интеллектуальные: воспоминания, мечты, надежды, сны, чувства природы (весеннее чувство, вечернее и утреннее чувства), чувство грусти, но и утешение в слезах, а также «невыразимое», но существующее в душе — мир предчувствий. Воспоминания, а их мир больше всего представлен в его элегиях и близких им стихотворениях, для Жуковского имеют глубокий философско-этический смысл:

О милых спутниках, которые наш свет

Своим сопутствием для нас животворили,

Не говори с тоской: их нет;

Но с благодарностию: были.

Поэт стремится найти для человека нравственную опору, которая сделала бы его морально стойким перед лицом активного зла.

В элегическом стихотворении «Теон и Эсхин» — этическая программа поэта, размышляющего о счастье человека. Автор убеждает в необходимости не внешней активности, а нравственной. Странствователю Эсхину был противопоставлен домосед Теон, нашедший истинный путь к счастью в нравственно чистом существовании и стремлении к возвышенным целям. Только духовные ценности, открытые в человеческом сердце, нетленны, утверждают автор и его любимый герой. Звание человека — лучшее среди всех званий и санов: «При мысли великой, что я человек, // Всегда возвышаюсь душою». Гуманность Теона позволила ему пережить тяжелые личные утраты, примириться с ними и сохранить просветленное, хотя и не лишенное меланхолии, сознание.

В поэзии Жуковского обнаруживается романтическое переживание красоты. У него прекрасному синонимичны слова: «очарование», «обаяние», «обворожение», «невыразимое»: «Минувших дней очарованье», «Прошли, прошли вы, дни очарованья», «очарованный поток», «очарованная тишина», «очарованное Там». Романтическое мироощущение поэта, собственно, и выражается в его элегиях в этом очаровании. Другие свойства романтического войдут в его баллады. Элегическая личность отделена от повседневности состоянием очарования, которое вызывают и природа, и собственные воспоминания, мечты, безотчетные стремления.