
- •Коканцерогены – способствующие действию канцерогенов (ятрогенные - глюкокортикоиды, иммунодепрессанты).
- •Признаки клеточной трансформации в культуре:
- •Иммортализация опухолевых клеток
- •Увеличение концентрации простатоспецифического антигена может быть как у больного с аденомой прстаты (доброкачественное заболевание), так и у больного с раком предстательной железы.
- •Взаимоотношения опухоли и организма
- •Механизмы защиты организма от опухолей.
- •Молекулярные механизмы опухолевого роста
Ответы к опухолям
Тема Опухоли
Ответы к задачам
№1
Наиболее опасно в канцерогенном отношении табакокурение. В 100 сигаретах содержится 1,1 — 1,6 мкг бензпирена, а примесь мышьяка в 15 раз превышает его максимально допустимое количество. Кроме того, в табачном дыме (состоящем из газовой фазы и твердых частиц) находятся дибензантрацен и никель, канцерогенные для человека. Смертность от рака легкого прямо пропорциональна числу выкуриваемых в день сигарет: у людей, выкуривающих 16—25 сигарет в день, риск заболеть раком легкого в 30 раз выше, чем у некурящих. В табачном дыме есть канцерогены полициклические углеводороды, они повышают активность цитохрома Р – 450. Канцерогенным действием обладают чаще не исходные формы алкилирующих ксенобиотиков, а те продукты в которые они превращаются в организме. Канцерогены окисляются кислородом в системе микросомальных оксидаз цитохромом Р – 450. При этом образуются либо свободные радикалы, либо эпокиси. Эти продукты намного превосходят по активности исходные, родительские молекулы и связываются с азотистыми основаниями ДНК. Результатом является неправильное спаривание оснований при транскрипции, т.е. возникают соматические мутации.
Химические канцерогены подразделяются на проканцерогены (составляют абсолютное большинство) и прямые канцерогены. Проканцерогены превращаются в истинные, конечные канцерогены только после метаболических превращений, катализируемых тканевыми ферментами (неспецифическими оксидазами).
Представители второй группы прямых канцерогенов, например, нитрозамины, р-пропионлактон, диметилкарбамил-хлорид, действуют как таковые, не подвергаясь метаболической модификации.
Коканцерогены – способствующие действию канцерогенов (ятрогенные - глюкокортикоиды, иммунодепрессанты).
Синканцерогенез (совместное действие двух или нескольких канцерогенов, возможное потенцирование...) В табачном дыме присутствует несколько химических канцерогенов плюс действие физического фактора - высокой температуры (на конце сигареты – 300 градусов).
№2.
Признаки клеточной трансформации в культуре:
Трансформированные клетки, культивируемые in vitro, отличаются от нормальных многими свойствами. Они способны расти в культуре при низкой концентрации сыворотки и в отсутствие ростовых факторов; их размножение ограничено, по-видимому, лишь питательными ресурсами среды; они постоянно пребывают в цикле деления (не переходя в фазу покоя GО), а если и останавливаются в тех или иных его точках, то только из-за отсутствия питательных веществ; они могут расти в суспензии, не испытывая потребности в прикреплении к внеклеточному матриксу.
Трансформированные клетки способны неограниченно делиться вследствие отсутствия у них так называемого контактного торможения, что позволяет им размножаться многослойно (нормальные клетки, соприкоснувшись своими поверхностями, прекращают делиться, в результате чего образуют однослойную культуру). У трансформированных клеток ослаблены адгезивные свойства: они утрачивают способность распластываться на подложке и прочно прикрепляться к ней. Их деление перестает зависеть от прикрепления к твердому субстрату; они приобретают способность размножения в полужидкой среде. Некоторые опухолевые клетки могут в отличие от нормальных расти в суспензионной культуре — свойство, которое коррелирует с их опухолеродностью (способностью образовывать опухоли при имплантации животным). Последняя является главным отличительным признаком трансформированной клетки.
Иммортализация опухолевых клеток
Нормальные клетки трудно перевести в культуру и практически невозможно поддерживать ее длительно, поскольку после определенного числа, клеточных делений (пассажей) скорость роста постепенно замедляется, затем прекращается полностью и клетки в конце концов погибают (этот феномен по имени открывшего его ученого называют барьером Хайфлика). Число пассажей, которые клетки способны пройти в культуре, различно у разных видов и зависит от возраста животного, от которого эти клетки были исходно получены (чем моложе организм, тем больше возможное число пассажей). По-видимому, в клетке существует некий счетчик числа делений, включающий программу старения и гибели по достижении какой-то критической величины.
В противоположность этому трансформированные клетки иммортализованы, т.е. могут делиться неограниченно долго, не проявляя признаков старения. У них, кроме того, часто обнаруживают различные дефекты механизма апоптоза (программируемой клеточной гибели), в силу чего они способны выживать в условиях, гибельных для клеток нормальных. Благодаря этому свойству культуры опухолевых клеток можно поддерживать десятилетиями.
№3
Опухолевые маркеры — соединения, обнаруживаемые в биологических жидкостях онкологических больных и синтезируемые либо собственно раковыми клетками, либо клетками нормальных тканей в ответ на инвазию опухоли. Маркерами опухоли могут быть различные белки (ферменты, гормоны, антигены — внутриклеточные или ассоциированные с поверхностными мембранами) и метаболиты, концентрация которых в среде коррелирует с массой опухоли, с ее пролиферативной активностью и иногда со степенью злокачественности. Опухолевые маркеры можно подразделить на две основные группы: продуцируемые самой опухолью и ассоциированные с опухолью.
Среди маркеров, продуцируемых опухолью, — α-фетопротеин (повышенное его содержание в сыворотке крови может служить указанием на гепатоцеллюлярный рак); раковоэмбриональный антиген (отмечен у значительной части больных раком толстой кишки, поджелудочной железы, молочной железы и легкого); тканевый полипептидный антиген (обнаруживается при раке мочевого пузыря, предстательной железы и почек); хорионический гонадотропин (при опухолях трофобласта).
Маркеры, ассоциированные с опухолью, — белки острой фазы воспаления (церулоплазмин, гаптоглобин, α2-глобулины, С-реактивный белок), некоторые ферменты (нормальные энзимы в высоких концентрациях. ЛДГ, КФК или их изоформы), иммунные комплексы.
Маркеры неспецифичны за исключением простатоспецифического, т.е. могут повышаться при опухолях и воспалениях различных локализации [раковоэмбриональный антиген (отмечен у значительной части больных раком толстой кишки, поджелудочной железы, молочной железы и легкого)]. Современные методы позволяют выявить опухолевые маркеры в столь малых (фемтамолярных, 10~15 М) концентрациях, что это дает возможность в ряде случаев следить за ходом заболевания и эффективностью лечения. Если концентрация опухолевыех маркеров возросла после операции, следовательно в организме остались метастазы и дали интенсивный рост, а значит больной нуждается в химио- или лучевой терапии.
Исключительно важную роль в росте опухоли (как первичного очага, так и его метастазов) играет ангиогенез. Опухоли диаметром 1—2 мм получают все необходимое посредством диффузии, однако их дальнейший рост зависит от кровоснабжения и, следовательно, от новообразования сосудов. Опухоль способна продуцировать стимулирующие ангиогенез факторы, которые обусловливают врастание сосудов в опухолевый очаг путем миграции в него эндотелиальных клеток из прилегающей соединительной ткани и их размножения. Как и в физиологических условиях (заживление раны), активность ангиогенеза в опухоли определяется балансом регуляторов, позитивных (ангиогенин, фактор роста тромбоцитов, фактор некроза опухолей, простагландины Е, и Е2, интерлейкин-8 и др.) и негативных (ангиостатин, гепариназа, интерфероны, тромбоспондин, и др.).
Прекращение по тем или иным причинам врастания сосудов в опухоль может на время остановить ее рост и перевести в «дремлющее» состояние. Более того, поскольку пролиферация эндотелиальных клеток и связанное с этим новообразование сосудов, как правило, отстают от роста самой опухоли, в ее центре часто обнаруживают участки некротического распада. В изменившихся условиях (при улучшении кровоснабжения) оставшиеся в живых раковые клетки могут дать начало рецидиву опухоли даже спустя несколько лет после ее удаления.
В то же время опухоль может продуцировать факторы, блокирующие новообразование сосудов. Именно этим объясняются те нередкие случаи, когда после хирургического удаления основного очага начинается бурный рост «дремавших» до того метастазов. При этом в организме сдвигается баланс про- и антиангиогенных факторов в пользу первых; в частности, падает концентрация циркулирующего в крови ангиостатина (фрагмента плазминогена размером 38 кДа), продуцируемого многими неоплазмами.
№4