О правовых аспектах оказания акушерской помощи

Становление Российской Федерации как правового государства невозможно без усиления мер по охране прав человека. Вопросы охраны здоровья матери и ребенка должны занимать одно из основных мест в социальной политике страны. Современная демографическая ситуация характеризуется снижением рождаемости на фоне изменения социально-экономических и экологических условий жизни населения, отрицательно влияющих на репродуктивное здоровье нации. Вследствие этого возрастает значение акушерско-гинекологической службы, повышение качества оказания помощи женскому населению страны. Фактически этот вопрос напрямую связан с проблемой выживания нации в целом. Несмотря на значительные изменения в службе родовспоможения и неонаталогии за последние годы, важнейшие показатели репродуктивного здоровья населения значительно отстают от аналогичных в развитых странах (Кулаков В.И., 2000). Однако вопросы оценки уровня и эффективности медицинской помощи волнуют не только клиницистов и организаторов здравоохранения. Общество предъявляет к медицинским работникам все более высокие профессиональные, морально-этические и правовые требования. Пациенты, не удовлетворенные оказанной им акушерско-гинекологической помощью, обращаются за разрешением конфликтов в судебные инстанции.

По данным материалов XVII пленума Всероссийского общества судебных медиков (2003), число судебно-медицинских экспертиз, связанных с ненадлежащим оказанием медицинской помощи, неуклонно растет. Доля экспертиз акушерско-гинекологического профиля составляет 15%-41%, что ставит их на одно из первых мест среди всех экспертиз по делам о профессиональных нарушениях медицинских работников. По Оренбургской области количество "врачебных" дел составило в 2000 г. - 21, 2001 - 16, 2002 - 22. Анализ профиля экспертиз, структуры дефектов, количества дел, связанных с неоказанием и ненадлежащим оказанием акушерско-гинекологической помощи еще предстоит провести.

По-видимому, большой удельный вес данного вида экспертиз связан как с высоким риском осложнений, возникающих при оказании акушерско-гинекологической помощи, значительной интенсивностью профессиональной деятельности, а также с социальной и психологической важностью вопросов, касающихся нарушения репродуктивных функций и здоровья новорожденного.

Очевидным является необходимость решения целого комплекса проблем экономического, организационного, социологического и медико-правового характера уровня и эффективности акушерско-гинекологической помощи. Впервые медико-правовой анализ недостатков в акушерско-гинекологической практике провел Сергеев Ю.Д. (1987) , и до настоящего времени количество подобных работ, несмотря на актуальность, очень невелико. Недостаточно разработанными остаются вопросы разработки унифицированной методики проведения служебного расследования, отсутствует единая терминология экспертных заключений, которая должна быть закреплена ведомственными нормативными актами, отсутствуют единые клинико-экспертно-правовые критерии ненадлежащего оказания акушерско-гинекологической помощи. Несмотря на десятилетний срок со времени принятия ФЗ "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" не всегда, и тем более не в полном объеме реализуется требование ст. 32 об информированном добровольном согласии гражданина как необходимом предварительном условии медицинского вмешательства. Установление риска наиболее часто встречающихся вмешательств при родовспоможении и вероятности их неудач позволит конкретизировать объем информации, которую врач обязан предоставить пациентке для получения информированного добровольного согласия. Остро стоят вопросы социально-правовой защиты медицинского персонала.

Признавая право пациента на разрешение конфликта в различных, в том числе и судебных инстанциях, необходимо признать, что в настоящее время врач находится в менее защищенном правовом положении. По заявлению пациента выяснять профессиональную пригодность врача могут до семи инстанций: территориальные органы управления здравоохранением, страховая компания, прокуратура, суд, бюро судебно-медицинской экспертизы, профессиональная ассоциация, независимая медицинская экспертиза, этический комитет (Терентьева Л.В., Братчикова Т.В., 2003). В Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан правам пациента посвящено много статей, но лишь ст. 63 - защите прав врача. " ... Отсюда следует лишь одно: надо не "уменьшать" права пациента, а "увеличить" права медицинских работников" (Сергеев Ю.Д. 2003). В п. 7 ст. 63 говорится, что медицинские работники имеют право на: "страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред или ущерб здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей". Реализация данной нормы далека от завершения. Прежде всего, не определен источник финансирования страхования профессиональной ответственности. Единичные медицинские учреждения, применяющие страхование профессиональной ответственности своих работников производят его за счет средств, полученных от добровольного медицинского страхования и оказания платных услуг. Акушеры-гинекологи, как обладающие специальностью с наиболее вероятным риском, должны быть застрахованы в первую очередь.

Необходимо усилить работу по повышению уровня правовой грамотности медицинских работников, как врачей, так и среднего медицинского персонала. Проведенные в различных регионах РФ социологические исследования выявляют явно недостаточный уровень медико-правовой информированности медицинских работников.

Решение обозначенных проблем позволит повысить качество оказываемой акушерско-гинекологической помощи населению, предупредить или урегулировать конфликт между ЛПУ, врачом и пациентом на досудебном этапе.

Ю.Д. Сергеев,

член - корреспондент РАМН, заслуженный юрист РФ,

профессор, зав. кафедрой медицинского права ММА им. И.М. Сеченова,

г. Москва

И.М. Лузанова,

ассистент кафедры акушерства и гинекологии

Оренбургской Государственной Медицинской Академии, г. Оренбург

Соседние файлы в папке Дополнительная литература