- •Периодизация римской литературы. Особенности формирования римской литературы в сравнении с греческой.
- •Плавт. Образы комедий, принципы создания комического эффекта. Греческие сюжеты в жанре паллиаты.
- •«Хвастливый воин»
- •«Псевдол» (191)
- •«Амфитрион» Алкмена, Сосия, Юпитер, Меркурий
- •Комедии Теренция. Образы и гуманистическая направленность.
- •6. Цицерон как теоретик и практик красноречия.
- •7. «Записки о галльской войне» Цезаря – жанр римской литературной военной мемористики.
- •Жанр исторической монографии и особенности стиля Саллюстия.
- •Литература эпохи принципата Августа. «Буколики» и «Георгики» Вергилия: традиция и новаторство.
- •Поэтика «Энеиды» Вергилия как памятника римского классицизма.
- •«Эподы» и «Сатиры» Горация – мотивы и отношение к современности. Гораций как теоретик римского классицизма.
- •Эволюция жанра римской любовной элегии (Тибулл, Проперций, Овидий).
- •«Метаморфозы» Овидия: от классицизма к «новому стилю».
- •15. «Скорбные элегии» и «Письма с Понта» Овидия: личный опыт и традиции жанра.
- •16. Новый стиль в трагедиях Сенеки, их отношение к греческим оригиналам (стоицизм).
- •17. «Сатирикон» Петрония. Пародия и ирония. Социальная проблематика и литературная полемика. Проблема авторства.
- •Проблема авторства
- •18. «Новый стиль» в эпосе. «Фарсалия» Лукана. Исторические события и современность.
- •19. «Новый стиль» в эпиграмме Марциала, источники комедии.
- •21. «Новый стиль» в исторической прозе Тацита. «Анналы»: драматизм и искусство литературного портрета.
- •22. «Метаморфозы» Апулея: содержание, значение вставных эпизодов, идейная концепция романа.
- •«Метаморфозы», или «Золотой осел».
- •Вставные эпизоды
«Псевдол» (191)
Относится к поздним произведениям Плавта. В центре комедии фигура ловкого, умного и необыкновенно энергичного раба Псевдола. Помогает своему молодому хозяину Калидору вырвать из рук сводника любимую им девушку Фекинию. Отец Калидона Симон и слышать не хочет о браке.Раб держит с Симоном пари, что соединит тех. Обманул всех Псевдол. Фекиния была вырвана из рук сводника, Симон проиграли пари своему рабу.
Язык всех персонажей комедий очень выразителен, сочен, близок к народному разговорному языку. Много аллитераций. Для комического эффекта иногда создает новые слова. Плавт – большой мастер ритма. Применяет разнообразные размеры, стараясь связать их с настроением героев.
«Амфитрион» Алкмена, Сосия, Юпитер, Меркурий
Комедии Теренция. Образы и гуманистическая направленность.
Создал 6 комедий, все дошли. «Андриянка» (166), «Свекровь» (165 – сорвано, 160), «Самоистязатель» (163), «Евнух» (161), «Формион» (161), «Братья» (160).
Теренций ставит в своих пьесах вопросы семьи, быта, воспитания, пропагандирует идеи гуманности, уважения к женщине. Характерные конфликты – между отцами и детьми, мужем и женой.
«Свекровь» (использована комедия Аполлодора)
Юноша Памфил, влюбленный в гетеру Вакхиду. Отец заставляет жениться на дочери соседа Филумене. Тот полюбил ее, бросил гетеру. Уехал из дома в связи со смертью родственника. Его жена родила ребенка от насильника, уехала, не может видеть даже свою свекровь Сострату, которая – воплощение материнской любви. Памфил приехал и сразу побежал к жене, пообещал теще скрыть позор своей жены. Он по характеру – добрый, хороший человек, умеет любить. Но не может простить и взять обратно Филумену – оскорблено мужское самолюбие. Отец и Памфила и Филумены думают, что все из-за Состраты (пилила ее, ругала Филумену) и Вакхиды, бывшей любовницы Памфила. Она всем объясняет, что ничего не было с тех пор, как тот женился. Оказывается, Памфил пьяный как-то изнасиловал Филумену – так что ребенок его.
Комедия – скорее бытовая драма. Нет комических образов. Раскрывается жизненный конфликт, хорошо поданы характеры.
«Братья» (сюжеты и образы комедии Менандра).
Раскрывается проблема воспитания. Два брата, Микион и Демея. Первый живет в городе, купец, второй – в деревне, землевладелец. У Демея два сына – Эсхин и Ктесифон. Первого Микион взял на воспитание себе.
Демея воспитывает своего сына в духе старых традиций (строг, невеста по его желанию). Микион же воспитывает Эсхина по-новому (взаимное чувство любви и доверии между родителями и детьми). Братья спорят о воспитании. Ктесифон же тайком веселится с братом, влюбляется во флейтистку-гетеру. Хочет выкупить у сводника – нет денег. Эсхин выкрал ее для брата. До Демеи дошли новости. В итоге он понимает, что его система воспитания не дала положительных результатов. Девушка Эсхина, беременная, подумала, что тот украл гетеру для себя, страдает. Но все обошлось.
Конец – Демея иронически предлагает брату еще больше проявить свою мягкость в отношении окружающих – отпустить раба, жениться на матери своей снохи и т.п. Конец нарушает ход трагедии, но он был во вкусе римской публики, которая считала, что без строгих мер не обойтись в воспитании.
Комедия проникнута темой гуманности. Автор любит людей, хочет им добра, понимает, что человек иногда заблуждается, но не клеймит его за это, а прощает ему ошибки жизни и призывает к их исправлению.
Недаром один из героев, старик Хремет, в комедии «Самоистязатель» говорит: «Я человек! Не чуждо человеческое мне ничто».
Философское содержание и литературная форма поэмы Лукреция «О природе вещей».
Написал поэму из шести книг под названием «О природе вещей» («О природе»). Написана она дактилическим гекзаметром – по аналогии с греческими дидактическими поэмами. Видимо, Лукреций не привел ее в окончательный вид, потому что много шероховатостей чувствуется и в середине поэмы, и самый конец отсутствует.
Формально поэма представляет собой, как это признает сам автор, стихотворное изложение философии Эпикура, жившего в Греции еще на рубеже IV – III вв. до н.э.
1 книга имеет вступление, посвященное Венере с просьбой о водворении мира на земле – только дань традиционному обращению поэтов к божеству в начале своих произведений.
Основное содержание – учение об атомах и пустоте = > учение о беспредельности материи и пространства, о бесконечности миров и безграничности мира. Еще тезис – ничто не появляется из ничего, ничто не исчезает в ничто.
2 книга содержит ряд прежних идей. Боги не участвуют в мире. Здесь изображаются свойства атомов и появление сложных тел из простых и разнородных атомов.
3 книга, как и первая, восхваляет Эпикура. Излагаются доказательства материальности духа и души.
4 книга посвящена теории отдельных психических способностей.
5 книга, прославляющая Эпикура и отрицающая участие богов в мировой истории, посвящена вопросам о происхождении и развитии мира и о его теперешнем устройстве.
6 книга – объясняются различные явления в области отдельных наук, метеорологии, геологии и медицины.
Содержание развивается весьма последовательно и логично, переходят от общего к частному.
Мировоззрение Лукреция:
Материализм
Атомизм
Научное объяснение мира
Философия его – не полный атеизм. Отрицание воздействия богов на мир и необходимость культа и мифа. Боги его состоят из тончайшей материи – значит, из соответствующих атомов. Это те идеалы, к которым стремится эпикуреец, мечтающий уйти от всех треволнений жизни и жить собственным наслаждением.
Мифологию понимает аллегорически
Очевидна настроенность против всякого насилия.
Художественный стиль:
Монументальность, доходящая порой до грандиозности.
Поэма написана в архаическом стиле, с восхвалением Энния, которому Лукреций действительно во многом подражал, стремясь придать своей поэме высокий стиль.
Необычайная динамика художественных образов
Образы животворной природы. Природа – творческая и зиждительная сила.
Стиль монолитной динамической монументальности. На первый план выдвигается роль отдельного человеческого субъекта с большой дифференциацией его внутренних способностей.
Лукреций хочет очеловечить изображаемую им грандиозную действительность и максимально очеловечить философскую отвлеченную теорию.
5. Неотерики. Композиция сборника стихотворений Катулла и принципы эллинистической поэтики.
Развитие римской литературы середины I века до н.э. ознаменовалось появлением в ней литературной школы. Поэты, принадлежавшие ей, получили условное название «новые», «неотерики». Связанные общностью мировоззрения, единством эстетических нормативов и поэтико-стилевых установок, неотерики оказали значительное влияние на формирование римской лирики и оставили заметный след в художественной мысли античности.
Литературным образцом для нее служила в основном александрийская поэзия и поэзия расцвета греческой лирики VII-VI вв. до н.э.
Определяющим в художественном миросознании неотериков было неприятие окружающего мира, официального общества города-государства и интерес к человеку в мире его личных чувств и ощущений. Новое в их поэзии – гражданственность, казалось бы, личных переживаний.
Поэзия личных чувств ввела нового героя, потребовала освоения малых жанровых форм, усовершенствования стихотворного размера.
Жанровые формы, излюбленные неотериками – эпиграммы-инвективы:
Элегии
Свадебные песни (эпиталамы)
Небольшие эпические поэмы на мифологический сюжет (эпиллии), где сам мифологизм служил оправданием и – вместе – с примером истинности духовных коллизий, затронутых автором.
Возникает особый интерес к введению греческой метрики в римский стих, к «учености» мифологических сюжетов, тяга к уменьшительной и увеличительной суффиксации, превосходным степеням прилагательных и др.
Признанным главой и теоретическим вождем неотериков был Публий Валерий Катон, другой яркий талант той же школы – ГаайЛицинийКальв, вошел в античную литературу вместе с Катуллом как создатель жанра римской любовной элегии. К ним принадлежал и Марк Фурий Бибакул, его эпиграммы тревожили Цезаря.
Все дошло в фрагментах, кроме сборника стихов поэта-неотерика Гая Валерия Катулла.
В произведениях малых форм республиканский идеал человека создается циклом политических эпиграмм-инвектив, рассчитанных на широкий общественный резонанс.
Больше всего стихотворений в сборнике оказывается ругательных, или похабных. Сам Катулл выдвинул их на самое видное место. В общей сложности они составляют половину катулловского корпуса. Это — тот фон, на котором выступают все остальные, гораздо менее многочисленные группы Катулловских стихотворений. Самое замечательное — это насколько не мотивирована его ругань. Когда Катулл снисходит до того, чтобы мотивировать свой гнев, то причина обычно бывает простейшая — любовное соперничество.
Кроме любовных причин, для брани иногда угадываются политические — но именно лишь угадываются. Наконец, иногда для брани находятся причины более тонкие — эстетические. У Катулла, кроме врагов, есть и друзья, стихи которых ему нравятся, и свое удовольствие он изъявляет с обычной гиперболической безудержностью.
На этом фоне и вырисовывается во всех своих разветвлениях та лирическая тема, которая позднейшему читателю представляется у Катулла главной — любовь к Лесбии. К этому ряду примыкает еще десяток стихотворений; имя красавицы в них не упомянуто, но перекличка мотивов привязывает их к предыдущим. А на скрещении любовной и погребальной тем вырастает самое большое из лирических стихотворений Катулла — элегия к Аллию (№ 68).
С этим мифом мы переходим к последней части катулловского творчества — к «большим стихотворениям», или «ученым стихотворениям», занимающим середину «Книги Катулла Веронского». Далее следует маленькая поэма о фригийском Аттисе (№ 63) — уже эпическая, хотя с лирическими монологами в середине и с молитвою от автора в конце. Далее — самое большое произведение Катулла, мифологическая поэма о свадьбе Пелея и Фетиды. Это уже произведение чисто эпическое, безличное. И наконец, произведение не личное и даже не безличное, а написанное как бы дважды от чужого лица: переведенная из греческого поэта Каллимаха элегия, написанная от лица волос александрийской царицы Береники, обращенных в одноименное созвездие. По объему эти большие вещи составляют почти половину всего катулловского корпуса.
Новшеством Катулла и его друзей было то, что они впервые сдвинули внимание с предмета на преломляющее стекло, почувствовали себя новаторами и экспериментаторами. Почти все упражнялись в обоих ведущих александрийских жанрах — в ученой мифологической поэме и в эпиграмме (а заодно — в элегии).
При всем усердии этих римских подражателей александрийским вкусам, произведения у них получались во многом непохожие на образцы. Главных различий было два — в форме и в содержании. В форме идеалом александрийских поэтов была архаическая простота. Для римлян такая игра в архаику была невозможна. Катулл подражал и простоте и сложности александрийцев, но совместить этого не мог: простота пересиливала в мелких стихотворениях, сложность — в больших.
Разница в содержании вытекала из разницы в форме. Культ архаической простоты означал, что александрийские поэты писали о предметах отдаленных, о мифических героях (как Каллимах), сказочных пастухах (как Феокрит) и потешном простонародье (как Герод), но только не о себе самих. Для разговора от собственного лица они оставляли только самый мелкий жанр, эпиграмму. Римляне вынуждены были писать именно о себе самих.
Значение Катулла в римской поэзии - первый задумался о своей любви и стал искать для ее выражения новых точных слов: стал писать не о женщине, которую он любит, а о любви как таковой. Для рассуждения лучше подходили уравновешенные двустишия эпиграмм, но эпиграммы были коротки. Поэтому образное выражение Катуллова концепция любви находит в больших «ученых стихотворениях», а рассудочное — в элегиях.
С поэзией Катулла в римскую литературу упорядоченно вошли все метры греческой лирики.
