Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
исследовательская работа Колесниковой Татьяны...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
14.27 Mб
Скачать

Духовная жизнь села Казинка: история и современность

Пообщавшись со старожилами Казинки, изучив архивные данные и побывав на местах оснований церквей, нам удалось собрать достаточное количество информации и восстановить хронологию событий, связанных с историей храмов села Казинка.

В «Воронежских епархиальных ведомостях» за 1866 год в статье «Описание Казинской волости Валуйского уезда» говорится: «В Казинке только в 1776 году первоначально была построена жителями деревянная небольшая церковь, самой старинной простой архитектуры, а в 1844 году она возобновлена. Большинство богатых Серпуховцев были старообрядцами. У них была своя часовня, которая в настоящее время хотя и существует, но уже закрыта, и Серпуховцы теперь все почти обращены в православие, за исключением немногих». Из документов, найденных в архиве за 1782 год, известно, что в Старой Казинке была деревянная церковь Всех Святых [3]. Она отмечена в «Геометрическом плане дач Валуйского уезда» [8]. Воспоминания Ирхиной Ольги Павловны, Погромской Галины Степановны, а также дневниковые записи Завгороднего Ивана Ивановича, подтверждают, что церковь стояла на том месте, где сейчас улицу Ватутина пересекает улица Молодежная [2,3](приложение 1). Здесь образуется небольшая площадь, на которой она и была поставлена.

На более поздней, специальной десятиверстной карте Европейской России И.А. Стрельбицкого 1865-1871 года, помимо церкви отмечена часовня, которую построили для себя старообрядцы (прибывшие в 1801 году из Серпухова), отказывавшиеся ходить в слободскую церковь. Располагалась часовня в районе современного производственного участка № 4, но точное место не известно [2].

Документы Консистории за 1800 год гласят, что священник Казинской церкви «Всех святых» Григорий Мерхале просил Преосвященного Арсения 2, Епископа Воронежского и Черкассого об определении его сына Герасима в дьячки села Белого Колодца. Резолюция Его Преосвященства: «Проситель попов сын, в семинарии не был, читает плохо, петь мало смыслит, в дьячки не годится. Отца за такое нерадение о сыне Консистория по своему усмотрению может оштрафовать». Если сын священника был неграмотный, что же сказать о крестьянах села?

В обзоре деятельности Воронежской епархии сообщается, что в 1806 году Воронежская епархия, по указанию свыше рассматривала вопрос о возможности открытия в ее системе начальных народных школ для обучения чтению, чистописанию, арифметике и Катехизису. При опросе священников 545 церквей Воронежской губернии подавляющее большинство отказалось от преподавания в таких школах, но казинский священник Иоанн Мерецкий не посмел. Он знал, Приказным головой Казинского отделения приказа являлся Прокофий Матвеевич Самсоненко, который под сводкой о количестве населения «по неграмотству своему приложил печать», потому что был неграмотным.

Таким образом, в 1806 году в селе Казинка, при отделении удельного приказа возникла одна из двух первых школ Валуйского уезда. Учителями в них были священники. Родители без особого желания отдавали своих детей на обучение(Приложение 1).

Основная задача, которая стояла перед сельским духовенством в целом и настоятелем сельской приходской церкви в частности, - это духовно-нравственное воспитание прихожан, паствы, подавляющее количество которых составляло крестьянское население. Служение в церкви, исполнение треб, проповедование слова Божия, православных заповедей, личный пример смирения перед житейскими невзгодами и трудностями крестьянской жизни – вот те «инструменты», имевшиеся в руках у сельского пастыря. И при их лишь наличии, большинству священнослужителей удавалось выполнять эту миссию.

То, как называли прихожане своего настоятеля, отражало истинные отношения между иереем и паствой. Если крестьяне говорили за глаза «поп», это могло свидетельствовать об отсутствии должного уважения (хотя и не всегда), что не могло не сказываться и на духовно-нравственной атмосфере в сельской общине. Если же даже за глаза и в повседневных разговорах между собой священник уважительно именовался исключительно «батюшкой», то было понятно, каким огромным уважением и авторитетом пользуется настоятель у прихожан. Заслужить же подобный авторитет в тех условиях служения, в которые были поставлены сельские священники и причетники, было весьма и весьма не просто.

В Воронежских ведомостях 1866 года говорится: «Жители Казинской волости характера разгульного; не только в праздничные дни, но и в будни питейные все полны народу, кроме Серпуховцев и вообще старообрядцев, которые неохотно поддаются обычному здесь пьянству. Казинчане с точностью исполняют все верования и предрассудки своих предков, с небольшими только изменениями, развившимися впоследствии от искаженной передачи и различного толкования этих верований в их семействах» [7].

В 1869 году церковь Всех Святых сгорела[3]. На ее месте, как на святом, была поставлена табличка в память о том, что там стоял храм [2].

В 1871 году построили другую церковь в честь Казанской иконы Божией Матери [6]. Настоятелем ее был Афанасий Попов. Он служил при храме 38 лет. Его вклад в духовную жизнь села неоценим (Приложение 2).

К концу 19 века люди все чаще стали приходить под покров церкви. Об этом свидетельствует статья, посвященная годовщине со дня смерти священника, а также статья о встрече Пасхи в Воскресной школе [8].

Однако церковь Казанской иконы Божией Матери повторила судьбу своей предшественницы - она сгорела во время пожара. Гунченко Игнат Николаевич рассказывал, что хорошо помнил это событие: «Было засушливое лето, в селе случился пожар. От него сгорела целая улица крестьянских хат (все постройки были деревянные, крытые камышом и соломой). Пламя дошло до храма. Спасать его бросилось все село, но спасти так и не удалось». Это случилось в 1889 году [1]. После пожара, с разрешения Преосвященного, в местном земском училище был устроен молитвенный дом, где совершалась служба вечерни, утрени и часов до 1895 г. В 1891 году с разрешения Преосвященного Анастасия казинчане приступили к постройке деревянного храма по плану Воронежского гражданского инженер - архитектора И.Н. Афанасьева. Работы по постройке исполнял мещанин города Старый Оскол П.С. за 4650 рублей из общественного материала. Церковь построена в форме креста: в длину имела 40 аршин, ширину 20 аршин; высота колокольни с крестом 48 аршин. Архитектура изящная, стиль тонкий, легкий. Окрашена снаружи и внутри в сиреневый цвет, с большим светом, просторная, может вместить до 1000 человек. Лучшее, самое изящное украшение церкви – иконостас, выполненный в иконостасном заведении Воронежского купца М.Н. Цыбина. Невелик по размеру 11х6 аршин, он производил на зрителя приятно-мягкое впечатление; окрашен кармином в темно-вишневый цвет с множеством резных колонн и карнизов, исполненных по последним образцам. Живопись на иконостасе по отзывам авторитетных специалистов, правильная, все сюжеты строго выполнены с известных русских оригиналов. Особого внимания по живописи заслуживают иконы: вверху над царскими вратами «Воскресения Христова» и в первом ярусе «Святителя Николая» и «Казанской иконы Божией Матери». Иконостас сделан в три яруса, икон на нем 25, стоимость его 3600 рублей. Как храм, так и иконостас строился на средства прихожан и частью на пожертвования, стоимость всего до 18000 рублей. В 1896 году 11 ноября храм был освящен. На торжестве из местных представителей присутствовали: г. Земский начальник, барон Р.Ю. Будберг, инспектор народных училищ Валуйского уезда Д.А. Трофимов, земледельцы и много других почетных гостей [8].

Жители села были склонны к вредным привычкам - пьянству. И священник вел большую работу по созданию «Общества трезвости». О вреде пьянства читалось на внебогослужебных собеседованиях при молитвенном доме и местной школе; усердно распространялись «Троицкие листки». Казинчанам такая новинка показалась чудной. Они вступали в общество с осторожностью и обдуманно. Центром такого общества стала школа. В ней находилась «Книга трезвости». Крестьяне, вступившие в это общество, изменили свое отношение к школе и к грамоте. Церковно-приходские школы для многих крестьян были единственным источником грамотности. В них детям пытались дать не просто грамоту, а четкие нормы мировоззрения и поведения [9].

В 1896 году начальное народное училище было преобразовано в церковно-приходскую школу.

В 1903 м году в Казинке была открыта двухклассная школа с шестилетним сроком обучения, которая расположилась в арендованном доме Василия Захарова. Школу посещало в среднем 35-40 учащихся. Обучение было платным. Из этой школы выходили выпускники с правом поступать на учебу дальше - в учебные заведения высшей ступени.

Продолжала работать начальная церковно-приходская школа, которая размещалась в церковной сторожке, но так как число учащихся росло, в 1902 году под церковную школу арендовали еще и дом Герасима Зиборова, но помещений все равно не хватало. Для решения проблемы помещений Земским управлением было принято решение построить две новые школы: одну на территории Новой Казинки и одну на территории Старой Казанки. Ново-Казинская школа была построена в 1905-м, а Старо-Казинская - в 1906 году

Из ведомости церкви Казанской, состоящей в Валуйском уезде Воронежской епархии в слободе Казинка за 1911 год сказано, что здание деревянное с такою же колокольней, по штату в церкви положен священник, дьякон, псаломщик. Дом для священника на общественной усадебной земле, купленной прихожанами в 1908 году, составляет собственность церкви, дом – ветхий. Церкви принадлежало здание церковной сторожки. Ближайшие церкви – Христорождественская в 4 верстах села Посохово и Покровская в 6 верстах села Казначеевка. Приписанных к церкви церквей нет, часовен – нет. Копии метрических книг хранятся с 1769 года При церкви имеется церковноприходская школа, в которой в 1911 году обучалось 24 девочки. Находилась она в церковной сторожке. Старостой церкви был крестьянин Иван Федорович Пивоваров, священник – Иаков Африканович Стефанов, псаломщик – Федор Попов [4](приложение 3,4). Иаков Африканович родился (1873 г.) в деревне Комболеевка (или Ольховатка). Окончил духовную семинарию в Воронеже в 1896 г., диакон в селе Уразово Валуйского уезда (1897-1900 гг.). С 1901 г. по 1907 г. священник села Матрено-Гезево там же заведовал школой грамоты. За прочтение манифеста Столыпина был сослан с семьей в монастырь Толши под Воронежем. Затем (1907 г.) семья переехала в деревню Козенки Валуйковского уезда Воронежской губернии, где он заведовал церковно-приходской школой. Умер 19 февраля 1941 года[5] (приложение 3,4). Эти сведения нам предоставил внук священника, Владимир Михайлович Покровский, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой нормальной физиологии Кубанского государственного медицинского университета, с которым мы ведем переписку[13]. В августе 2011 года он вместе со своей семьей: детьми, внуками и правнуками посетил наше село, церковь Казанской иконы Божией Матери (приложение 11).

К приходу церкви Казанской иконы Божией Матери относились деревни: Богомолово, Старцево, Чичерово, Редкодуб. На территории прихода находилось два дома духовных, три усадьбы дворян, три дома мещан, а крестьян – 349 дворов, кроме того, в пределах прихода проживали выходцы раскольников - 5 дворов [4]

В наши руки попала фотография, история которой неизвестна. С уверенностью можно сказать только то, что на ней запечатлена группа Воскресной школы дореволюционного времени. Предположительно на фотографии запечатлен батюшка Иаков (приложение 5).

С 1929 года, когда в селе установилась Советская власть, и по 1946 год исторические сведения о судьбе церкви разнятся. По одной версии, в 30–е годы 20 века церковь была закрыта, кресты и колокола были сброшены и уничтожены, а на их место водрузили звезду и красный флаг. Шло раскулачивание зажиточных крестьян. Лошадей, скот, сельхозинвентарь отбирали в созданный колхоз, а собранную домашнюю утварь складывали в церковь. По другой версии, церковь была закрыта. Служба возобновилась с началом Великой Отечественной войны и проходила до 1943 года, вплоть до освобождения села от фашистов. Службу вел отец Александр, семьи с ним не было. Как сложилась дальнейшая судьба священника, неизвестно. Здание церкви пустовало недолго. Годы уготовили храму совершенно другое назначение: в 1946 году храм разобрали на строительные материалы.

Из разобранного строительного леса в этом же году построили клуб в селе Казинка (приложение 6). Материал, который остался после строительства, отдали жителям на постройку домов. В 1969 году в селе построили Дом культуры, а старый перенесли в село Казначеевка, где он стоит и сейчас.

И только в 1996 году 2 ноября состоялась закладка храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Чин на основание церкви совершил епископ Белгородский и Старооскольский Иоанн. Строился храм по инициативе генерального директора ОАО «Белгородэнерго» Е.Ф. Макарова и его заместителя В. И. Филатова на территории ООО «Оскольские просторы»(приложение 7).

Открытие и освящение храма в честь Казанской иконы Божией Матери произошло 22 июля 2001 года. На его открытие прибыли гости: епископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, губернатор области Е.С. Савченко (приложение 8).

В настоящее время настоятель храма, протоиерей Андрей Владимирович Шаройко, своими мудрыми наставлениями и добрыми словами привносит в жизнь села капельку Божией благодати, частичку небесного света. Жители села любят и уважают батюшку. Под его руководством в 2001 году была создана Воскресная школа( приложение 10). С появлением храма жизнь селян изменилась - люди постепенно пришли в храм, сегодня храм в среднем посещает каждый третий житель села. 21 июля жители села отметили 10 летие храма Казанской иконы Божией Матери (приложение 9).