Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Литвишков.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
644.6 Кб
Скачать

ва; обеспечение каждому осужденному активной позиции в системе ответственных поручений; помощь активу в осуществлении контроля за деятельностью осужденных.

Опыт передовых воспитательных колоний показы­вает, что при умелом педагогическом руководстве вы­борные органы коллектива несовершеннолетних осуж­денных играют исключительно важную роль в формиро­вании позитивного общения осужденных в процессе их исправления.

  1. Зависимость общения несовершеннолетних осужденных от уровня организации воспитательного процесса в колонии

Общение несовершеннолетних осужденных в зна­чительной мере зависит от уровня организации процесса исправления. Можно выделить по крайней мере три уров­ня: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень характеризуется тем, что к осуж­денным предъявляются принципиальные педагогиче­ские требования независимо от занимаемого ими поло­жения в коллективе (активисты, нарушители режима, пассив), сотрудники колонии тщательно изучают и учи­тывают индивидуальные особенности воспитуемых, по­стоянно выявляют лиц с положительной направленно­стью, привлекают их для работы в самодеятельных орга­низациях. Активисты, ощущая поддержку со стороны сотрудников колонии, оказывают им помощь в преду­преждении совершения асоциальных действий, участву­ют в аттестовании осужденных, вникают во все стороны их жизнедеятельности, предупреждают формирование малых отрицательных групп, ослабляют асоциальные позиции злостных нарушителей режима. Постоянное об­

229

щение активистов с различными категориями осужден­ных позволяет им склонять на свою сторону неустойчи­вых и пассивных лиц, а нередко и членов малых отрица­тельных групп. Все это способствует в конечном итоге формированию в колонии положительного морально­психологического климата общения.

Средний уровень характеризуется тем, что защи­щенность активистов от злостных нарушителей режима ослаблена и тогда первые не проявляют должной само­стоятельности, инициативы и активности, работают стро­го по инструкции воспитателя. В такой ситуации актив нейтрален к отрицательно направленным осужденным, сознательно не обращает внимания на их асоциальные действия. Формальное отношение активистов к возло­женным на них обязанностям способствует прямой или косвенной активизации действий злостных нарушителей режима.

Пользуясь слабым контролем со стороны воспита­телей, отрицательно направленные осужденные, как правило, подчиняют своему влиянию так называемый «пассив».

Низкий уровень общения характеризуется тем, что воспитатели не изучают индивидуальных особенностей осужденных, не дифференцируют их на категории и груп­пы, не выявляют потенциальных коллективистов, в ре­зультате чего в самодеятельные организации, как правило, проникают приспособленцы. Члены самодеятельных ор­ганизаций в данном случае не проявляют активности в об­щественной работе.

В этих условиях активисты не конфликтуют с нару­шителями режима, хотя внутренне они не согласны с их образом жизни, установками и ориентациями.

Таким образом, содержание общения осужденных во многом зависит от постановки педагогической работы

230

в колонии, от отношения к ее организации воспитателей, учителей, мастеров, всех сотрудников учреждения.

Известно, что на характер общения осужденных влияет принадлежность к той или иной их категории. На примере работы с приспособленцами и осужденными от­рицательной и нейтральной направленности покажем ос­новные особенности общения в среде осужденных.

Общение осужденных-приспособленцев реализу­ется, как правило, в двух наиболее часто встречающихся вариантах.

Во-первых, приспособленчество небольшого коли­чества членов самодеятельных организаций (от 1,0 до 1,5 %) к нормам «морали» отрицательно направленных осужденных вследствие их незащищенности от посяга­тельств последних. В данном случае активисты лишь внешне поддерживают действия нарушителей режима и категорически отказываются включаться в асоциальные виды деятельности.

Иногда же члены самодеятельных организаций ока­зываются втянутыми нарушителями режима в асоциаль­ную деятельность и совершают в связи с этим грубые про­ступки или преступления.

Во-вторых, приспособленцы умело внедряются в самодеятельные организации и в актив отряда или коло­нии, проявляя при этом лишь видимость уважения к пра­вилам и нормам поведения. Они создают видимость об­щественной активности в присутствии сотрудников коло­нии, выполняя лишь конкретные поручения, те или иные указания, а в отсутствии сотрудников ведут себя пассив­но. Такой стиль поведения и общения на руку злостным нарушителям режима, которые отчетливо сознают, что в присутствии начальства по-другому им и не положено себя вести, зато после ухода сотрудников колонии нару­шители получают полную свободу, будучи уверенными,

231

что их поведение никем не контролируется. В данном слу­чае между приспособленцами и нарушителями режима устанавливаются отношения взаимодоверия.

Дискредитируя положительно направленных осу­жденных, приспособленцы добиваются их изоляции, «протаскивают» в состав самодеятельных организаций угодных им людей, устанавливают «порядок» в отряде доступными им методами и приемами (грубость, физи­ческая сила, унижение человеческого достоинства и пр.), что способствует внедрению в жизнь осужденных круго­вой поруки, безнаказанности. Внешне уровень дисцип­лины в отряде как бы повышается, так как уменьшается число нарушителей режима. На самом же деле социаль­но значимая активность отряда, уровень позитивного об­щения снижаются до минимума, во взаимоотношениях осужденных процветают индивидуализм и приспособ­ленчество, ложь и обман. Это приводит к возникнове­нию конфликтных ситуаций как между отдельными осу­жденными, так и между их группами.

Проникновение приспособленцев в самодеятель­ные организации, в актив - результат низкого уровня ор­ганизации педагогического процесса в воспитательной колонии, неумения воспитателей колонии отличить ис­тинных активистов от ложных.

Наиболее сложная система общения и взаимоотно­шений в условиях колонии складывается у осужденных отрицательной направленности. Их деятельность сосре­доточена на непререкаемости своего авторитета, удержа­нии группового лидерства в масштабах всей колонии, отряда, отделения. Появление другой группировки осуж­денных расценивается как унижение их достоинства, и то­гда начинается острая борьба между ними, которая может закончиться массовыми беспорядками. На передний план выдвигается цель - быть властелином настроений и судеб

232

других осужденных. Деятельность по достижению этой цели обусловливает круговую поруку, грубость, жесто­кость, агрессивность, циничность, унижение достоинства других во взаимоотношениях осужденных.

Лидеры отрицательных неформальных групп, бравируя уголовной романтикой, знанием норм «другой жизни», распространяют свое влияние на слабоволь­ных, внушаемых и беспринципных осужденных, застав­ляют их выполнять унизительные поручения под угро­зой расправы.

Особое значение для лиц с отрицательной направ­ленностью приобретает игнорирование требований уста­новленного в колонии режима. Они считают для себя «за падло» вступать в самодеятельные организации, выпол­нять общественные поручения и некоторые обязанности по самообслуживанию.

Эти осужденные пытаются оказать влияние на все сферы жизни колонии, вмешиваются в личную жизнь других осужденных, провоцируют конфликтные ситуа­ции, угрожают активистам.

Установка на удовлетворение деформированных интересов и потребностей порождает у подобных осуж­денных такие проявления негативного общения и взаимо­отношений, как грубость, агрессивность, неуважение к воспитателям, учителям, мастерам, активу, пренебреже­ние к нормам морали и права. Лимит общения в условиях колонии способствует периодическому появлению у осу­жденных отрицательной направленности психических со­стояний апатии и безучастности ко всему происходящему, и тогда они стимулируют болезни, отказываются от рабо­ты на производстве и учебы в школе, проявляют элемен­ты агрессивности, грубости. Такое явление становится возможным из-за их неумения или нежелания создать се­бе психологическую разрядку посредством откровенного

15 Зак. 297

233

разговора с кем-то из членов отряда, сотрудников о воз­никших жизненных проблемах, о причинах проявления отрицательных настроений и т. д.

Если характеризовать общение осужденных ней­тральной направленности, то следует заметить, что им характерны, как правило, замкнутость, нежелание под­держивать деловые отношения с другими осужденными, безынициативность, внушаемость, прямолинейность в поведении. Это часто проявляется в нейтральном, без­различном отношении к поведению как активистов, так и злостных нарушителей режима.

В этой связи характер общения и взаимоотношений осужденных данной категории имеет свою специфику. На них оказывает влияние как положительно направленная часть осужденных, так и отрицательная.

В первом случае это осуществляется в ходе включе­ния таких лиц в производительный труд, учебную дея­тельность, в различные воспитательные мероприятия и т. д. Например, в трудовой деятельности мастера произ­водства закрепляют этих осужденных за рабочими места­ми, доводят до их сведения дневные нормы выработки, ориентируют на качественное изготовление продукции, экономию материала, на коллективные взаимоотношения и общение в ходе соблюдения технологического процесса.

Часть этих осужденных считает, что процессы труда и учебы нейтральны к нормам нравственности и поэтому участие в них не снижает их авторитета перед злостными нарушителями режима колонии. Подобные суждения данных осужденных чреваты некоторыми отрицательны­ми последствиями и в первую очередь установлением тес­ных контактов со злостными нарушителями режима, при­нятием их норм поведения, привычек и традиций.

Данные изучения группы осужденных нейтральной направленности позволяют говорить, что большинство из

234

них в случае возникновения конфликтных ситуаций склонны поддерживать не актив колонии, а хулиганов, де­боширов и прочих нарушителей режима.

В этой связи следует отметить, что наибольшее влияние на поведение нейтральных осужденных оказы­вают отрицательно направленные осужденные, ибо пси- холого-педагогические особенности как тех, так и других во многом совпадают, а именно: нейтральные не терпят моральных запретов, пренебрежительно относятся к ре­жиму, труду, недоброжелательны к активистам и членам самодеятельных организаций отделения и отряда, к со­трудникам.

На этой почве между отрицательно направленными и нейтральными осужденными устанавливаются лояль­ное общение и отношения, нередко подкрепленные чувст­вом взаимопонимания и взаимодоверия. Все это зачастую перерастает в их полную солидарность, особенно во время хулиганских эксцессов, массовых беспорядков в колонии.

Осужденные с нейтральной направленностью, не­смотря на общение с «отрицаловкой», не конфликтуют открыто с активом колонии и с членами самодеятельных организаций, подчиняются их требованиям, выполняют отдельные поручения, не вступая при этом в доверитель­ные отношения с ними.

Осужденные с нейтральной направленностью, бу­дучи слабовольными, постоянно находятся под влиянием то отрицательно направленных правонарушителей, то ак­тивистов, то воспитателей колонии. Находясь под влия­нием злостных нарушителей режима, лидеров малых групп, «нейтралы», как правило, получают от них следую­щие задания: изучать поведение лидеров других групп и существующие контакты сотрудников колонии с осуж­денными; выискивать недостатки в работе членов само­деятельных организаций, актива отделения и отряда, ком­

15*

235