
- •Глава I. Музыкальное восприятие младших школьников
- •1.1. Музыкальное восприятие и восприятие музыки
- •1.2. Сущность музыкального восприятия
- •1.3. Функции, структура и свойства музыкального восприятия
- •Факторы музыкального восприятия
- •Функции музыкального восприятия
- •Операции музыкального восприятия
- •Психологические механизмы музыкального восприятия
- •Свойства музыкального восприятия
- •Временная структура музыкального восприятия
- •1.4. Оценочная деятельность в процессе музыкального восприятия
- •1.5. Музыкальное восприятие и возраст
- •1.6. Особенности музыкального восприятия младших школьников
Свойства музыкального восприятия
Музыкальное восприятие, как разновидность эстетического восприятия, обладает свойствами, присущими восприятию искусства в целом, но, в то же время, имеет свои собственные особенности, которые обусловлены спецификой музыкального искусства. Рассмотрим их с позиций В.К. Белобородовой, Л.Л. Бочкарева и Е.В. Назайкинского (соответственно в педагогическом, психологическом и музыковедческом аспектах).
В.К. Белобородова выделила следующие основные свойства музыкального восприятия: эмоциональность, целостность, образность, осмысленность, ассоциативность, избирательность, вариативность – константность [28, 75-81].
Эмоциональность. Является основой эмоционально-ценностного отношения к музыке. Б.М. Теплов считал, что эмоции занимают центральное место в процессе музыкального восприятия.
Целостность, образность. Восприятие всегда целостно, поэтому при первом прослушивании музыкальное произведение должно быть исполнено целиком. Результат восприятия – общее представление о характере музыкального образа, определенное эмоциональное состояние, созвучное содержанию музыкального образа.
Осмысленность. Музыкальное восприятие обусловлено уровнем развития музыкального мышления, которое носит принципиально творческий, продуктивный характер. Музыкальное мышление – это и процесс постижения художественного образа, и познание музыки как вида искусства, и способ общения ребенка со сверстниками.
Для наиболее полного и адекватного восприятия смысла музыкального произведения необходимо овладеть понятийным аппаратом музыкального искусства («музыкальной азбукой», составляющей основу музыкальной грамотности).
Ассоциативность. Ассоциации лежат в основе мыслительной деятельности, составляют материальную основу музыкальной памяти. Это могут быть образные, зрительные, смысловые, двигательные, осязательные, а также чисто музыкальные ассоциации. Характер и объем ассоциаций зависит от самой личности воспринимающего. Обилие ассоциаций, их яркость свидетельствуют о богатой творческой фантазии, художественной одаренности человека.
Избирательность. Проявляется в произвольном или в непроизвольном выделении отдельных средств музыкального языка и основана на деятельности музыкального слуха и мышления. В широком смысле проявляется в предпочтении (осознанном или неосознанном) определенного стиля, жанра и т.д. В этом смысле избирательность музыкального восприятия может стать основой формирования музыкального вкуса.
Вариативность. Проявляется в изменчивости восприятия одним и тем же человеком одного и того же музыкального произведения в разных условиях.
Константность. Лежит в основе процессов узнавания (облегчает восприятие и организует его). В музыке константными являются мелодия, тембр, ритм, гармония, фактура.
Л.Л. Бочкарев выделяет психологические свойства музыкального восприятия: избирательность, предметность, целостность и константность.
Избирательность – свойство восприятия, обеспечивающее выделение отдельных частей и сторон воспринимаемого предмета, значительно детерминированное мотивационными факторами, объемом внимания, жизненным опытом человека, установками и т.д. [1, 109] Именно музыкальная потребность и отношение человека к музыке определяет направленность музыкально-слуховой деятельности и создает соответствующую установку. Например, малоподготовленный слушатель обратит внимание в первую очередь на неизвестное и непривычное для него в произведении, на контрасты и кульминации (образно-эмоциональный «маршрут» восприятия). Музыкальный критик, хорошо знакомый с сочинением, станет следить за развертыванием формы-процесса или будет оценивать интерпретацию для того, чтобы высказать о ней свое мнение в печати. Наконец, профессионала-исполнителя, слушающего игру коллеги, интерпретация может привлечь с узкотехнологической точки зрения (с позиции оценки техники, экономии движений, особенностей туше, характера педализации и т.д.).
Благодаря избирательности поле восприятия длится на предмет (фокус, ядро воспринимаемого) и фон (окружение предмета). Человек всегда выделяет предмет из фона, избирательность прежде всего проявляется по отношению к предмету. Многие психологи рассматривают предметность как самостоятельное свойство, хотя предметность есть в какой-то степени проявление избирательности восприятия. Выделение предмета из фона зависит как от внутренних факторов, связанных с развитием культуры восприятия или подвижности протекания нервных процессов у человека, так и от структурной организации воспринимаемого. Отношения между предметом и фоном могут способствовать или препятствовать быстроте слуховой ориентации, выделению главного в музыке [1, 110].
Предметность тесно взаимосвязана с целостностью. Однако если предметность характеризует взаимосвязь между различными элементами внутри образа, целостность выражает отношение любого элемента образа к структуре как целому.
Л.Л. Бочкарев выделяет и характеризует факторы, интегрирующие отдельные элементы в целое:
фактор однородности (проявляется в общности пространственной или временной группировки отдельных элементов структуры, а также их качественном (модальном) сходстве; однородность в музыке создается общностью ритма, тембра, динамики, ладо-интонационном родством музыкального материала);
фактор близости (проявляется в том, что в целостную структуру объединяются элементы, расположенные на минимальном расстоянии друг от друга; это расстояние определяется интонационно-тематическими соотношениями звуков);
фактор коллективного движения (проявляется не только в звуковысотном движении, то есть перемещении звуков разных голосов в одном направлении или в одном темпе, но и однонаправленном изменении темпа, синхронном изменении динамики звучания разных голосов);
фактор хорошей формы (обеспечивается синхронностью движения, симметричностью в пространстве и во времени) [1, 112].
Как только воспринимаемая структура предстает перед слушателем в виде общности, целостности, единства взаимосвязанных элементов, она незамедлительно оказывает свое интегрирующее влияние на восприятие частей. Так, согласно широкоизвестной закономерности, один и тот же элемент, включенный в разные целостные структуры, воспринимается по-разному.
Другая закономерность влияния целого на восприятие частей заключается в том, что целостная структура сохраняется при «выпадении» или отсутствии некоторых ее элементов (при условии, что отсутствующие элементы не существенны и «выпадение» частей не нарушает логики музыкального развития).
«Выпадение частей» в некоторых случаях может совершенно деформировать структуру восприятия, привести к значительному или полному искажению слухового образа. Например, эффект маскировки сильных звуков слабыми, влияние высокого уровня громкости звучания на восприятие высоты звуков или эффект постепенного удаления звучания [1, 113-114].
Свойство восприятия, которое противодействует таким отрицательным явлениям – константность. Это «способность воспринимать предметы и явления как относительно постоянные при меняющихся условиях восприятия» [1, 114]. Константно предметы оцениваются лишь в определенных пределах, которые ограничивают так называемую «зону константности». В пределах этой зоны инвариантно воспринимаются основные пространственно-временные характеристики музыки: метрика (звуковысотные и ритмические отношения), модальность (тембровая окраска) и интенсивность (громкость). За пределами зоны константности находится поле аконстантного восприятия, в котором нарушена степень адекватности отражения основных пространственно-временных характеристик объекта.
По мнению Л.Л. Бочкарева, константность восприятия играет очень важную роль в адекватности отражения мира человеком. Это интегральное свойство восприятия, которое детерминировано в равной мере как свойствами самого воспринимаемого предмета, так и особенностями субъекта восприятия.
Важную роль в оценке константности играет взаимодействие различных органов чувств в условиях контакта наблюдателя с предметом и средой. К примеру, сочетание зрительной оценки изменяющегося расстояния до источника звука с восприятием слышимой громкости обеспечивает константность восприятия громкости при удалении, например, источника звука от слушателей.
Для анализа ситуации и условий константного восприятия Е.В. Назайкинский предлагает использовать две диалектически взаимосвязанные категории: константы, выражающей постоянные свойства воспринимаемого объекта или самого наблюдателя (субъекта), и модуса – переменной величины, временного состояния объекта, зависящего от соотношения и взаимодействия всех структурных составляющих системы (объекта, среды, субъекта).
Константа всегда оценивается сквозь призму модуса. Так, «если тембр одного инструмента на фоне тишины концертного зала является константой, этот же тембр на фоне звучания многоголосной оркестровой ткани — модус. Константное восприятие звучания инструмента, ведущего заметную мелодическую линию на фоне оркестрового сопровождения, обеспечивается вариантным сопоставлением модусов в представлениях слушателя» [1, 117].
Таким образом, модус – универсальное понятие, которое может быть использовано при анализе как элементарных музыкальных явлений, так и при рассмотрении сложнейших содержательных аспектов музыкальной образности. Та или иная сторона действительности, будучи предметом музыкального отражения, становится одним из возможных модусов в музыке. Музыкальное искусство располагает огромным количеством примеров произведений, написанных разными композиторами на одну тему, каждое из которых является одним из модусов действительности.
По мнению Е.В. Назайкинского, совокупность свойств музыкального восприятия системна, ее можно разделить на три категории:
свойства, характеризующие восприятие с физиологической и психологической стороны и касающиеся механизмов восприятия и процессов перцептивной деятельности (это ассоциативность, избирательность, чувственный характер, эмоциональная напряженность, осмысленность, острота, образность);
свойства, которые представляют собой обобщенное отражение характеристик объекта музыкального восприятия (это целостность, дифференцированность, константность, временная последовательность (линейность), музыкально-интонационная специфичность);
свойства, отражающие характер отношений объекта и субъекта восприятия (это адекватность и иллюзорность восприятия, объектированность и интериоризованность образа воспринимаемого предмета, активность, избирательность и вариативность) [38, 108-109].
Эти разделения условны, но дидактически целесообразны, так как выделяют каждую группу свойств как единицу усвоения.
Итак, свойства музыкального восприятия отражают, с одной стороны, разные аспекты строения и содержания музыкального восприятия, а с другой стороны, разные, но дополняющие друг друга представления о самом восприятии.