Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
СБОРНИК - ФИЛОСОФИЯ ЦЕННОСТЕЙ.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
3.27 Mб
Скачать

Раздел III. Социальная философия

Абуов Н.А., г. Петропавловск (Республика Казахстан)

Взаимоотношения народов Казахстана в условиях спецпоселения

max_dot@mail.ru

Стратегия развития современного Казахстана многовекторна, и одним из приоритетов полиэтнического государства стало решение вопросов национальной политики. Основой стратегии государства является поиск компромиссов, расширение зон согласия между народами. Особая роль в этом отводится ученым историкам, которые, изучая прошлое народов Казахстана, сближают их. Важным направлением исследований историков является изучение национальной политики в СССР, извлечение трагических уроков и положительного опыта из этой истории.

Одним из аспектов является изучение межнациональных отношений между народами в экстремальных условиях спецпоселения в 30-50 годы ХХ века. Характер взаимоотношений депортированных народов на спецпоселении зависел, как от местных исполнительных органов и спецкомендатур, контролировавших их жизнедеятельность, так и от местного населения, принявшего спецпереселенцев в свои ряды. Спецкомендатуры и другие органы власти с самого начала появления в Казахстане спецпереселенцев пытались выстроить барьер во взаимоотношениях этих слоев населения. С этой целью властями проводились собрания, где местное население подвергалось идеологической «обработке». Власти методично создавали спецпереселенцам ореол предателей, врагов советского строя.

Так, на совещании отдела пропаганды ЦК КП(б)К об отношении прибывших переселенцев к советской власти в г.Алма-Ата 29/06 1940 г. зав. отделом тов. Платоновым был сделан вывод: «Спецпереселенцы - это бесспорно люди враждебные до конца советской власти и всем нашим мероприятиям. Это объясняется классовым положением… Необходимо правильно ориентировать наше колхозное население в отношении отпора враждебным вылаз­кам спецпереселенцев» [1, 104].

Спецпереселенцы находились в тяжелом материальном и морально-психологическом состоянии. Незнание своего будущего, контроль властей приводил к тому, что спецпереселенцы держались замкнуто, не общаясь с местным населением. Поляки общались с поляками и т.д. Общие условия режима, вызывали у них солидарность и консолидацию.

Некоторые представители поляков, немцев считали местное население малокультурным и не желали вступать с ним в контакт. Конечно, данные факты нельзя переносить на весь народ, но следует заметить, что ментальность народов, разные языки, религия становились дополнительным барьером в налаживании отношений.

Стремление депортированных народов сохранить свой язык и религию приводило к тому, что подобные действия брались под контроль органами НКВД. Следует отметить, что немцы боялись разговаривать на немецком, так как для местных жителей это был язык «фашистов». В период войны с Германией, когда погибали родственники местных жителей, отношения со спецпереселенцами усугублялись. Сложно передать, какие чувства переживали обе стороны. Горе не было избирательным. Так, призыв спецпереселенцев, мужчин и молодых женщин, в трудовую армию приводил к тому, что в аулах оставались их дети и старики, и в такой обстановке казахи проявляли человеческую мудрость, забирая к себе в семьи детей, становившихся сиротами при живых родителях. Те, кто с сочувствием относились к депортированным, попадали под контроль НКВД, но это не меняло позиции простых людей.

Для естественного сближения этих народов с местным населением необходим был временной промежуток, но общие беды ускоряли этот процесс. Контакты с местными возникали, в первую очередь, в связи с производственной необходимостью, а затем развивались и за счет взаимных симпатий. Спецпереселенка А.С.Касонич вспоминает: «Сначала они (местные жители. – Н.А.) отнеслись к полякам с не­доверием, потому что те были высланы как «враги народа». Спустя неко­торое время постепенно завязалась польско-казахская дружба. На­лаживалась торговля. Жили мирно, ездили друг к другу в гости» [2, 291-292]. Незнание языков не стало барьером в общении, главным для народов было взаимопонимание и чувство сострадания.

Сближение народов происходило и благодаря заключению совместных браков. Так, Стрельникова М.В., в девичестве Байдин, встретила здесь своего жениха. «В 1946 году он вернулся с войны, работал председателем колхоза. В партию вступил на фронте. А когда в райкоме узнали, что М.Стрельников собрался жениться на М.Байдин, то вызвали и предупре­дили: «Или немка, или партбилет». Недолго думая, выложил Михаил на стол свой партбилет и ответил: «Вот вам ваш партбилет, а мне - моя немка» [2, 274]. Любовь оказалась сильнее запретов НКВД, и подобные поступки вселяли уверенность в спецпереселенцев, поднимали их моральный дух.

Большинство депортированных народов подвергались этноциду. Руководство СССР, защищая ценности советского народа отрицало национальную самобытность. Государство последовательно упраздняло национальные автономии, «размывало» национальную культуру. Казахстан был местом, где нивелировались культурные различия народов, данная политика оказала тяжелые последствия и на казахов.

Казахстан принимал за свою историю многие разные народы, встречая их гостеприимством, и в годы сталинизма казахи смогли сохранить благородство, приютив незаслуженно наказанные народы. Мудрость народа отвергла политику сталинизма, признав, что общечеловеческие ценности выше правительственных установок.

Литература:

  1. Из истории поляков в Казахстане (1936-1956 гг.): Сборник документов. Архив Президента РК. - Алматы, 2000.

  2. Трагедия и прозрение: Сборник архивных документов и воспоминаний жертв голода и политических репрессий. - Петропавловск, 2002.