Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
СУХОБСКАЯ Г.С. - Взрослость и зрелость.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
29.51 Кб
Скачать

В какой мере стремление обвинять других в своих жизненных неудачах может быть обусловлено индивидуально-личностными качествами, которые как бы проецируются на социальные отношения и позиции человека?

Известно, что некоторые психологи склоняются к тому, что «интернальность» (стремление человека искать причины удач и неудач в своем собственном поведении) в отличие от «экстернальности» (когда человек склонен обвинять в своих неудачах обстоятельства или других людей) есть не только результат воспитания, но и определенная предрасположенность. Не входя глубоко в суть дискуссии, следует сказать, что морально деструктивное социальное поведение не может быть исходно предопределено. Кроме того, отрефлексированное самим человеком качество в его оценочном изменении перестает быть для него фатально значимым (то есть он способен его изменить).

Другой вид социальной деформации личности может быть условно обозначен как «социальный инфантилизм». Так, по свидетельству некоторых современных социологов и публицистов (М.Платт, В.Ошеров и др.) «социальный инфантилизм» проявился в деятельности целого послевоенного поколения людей в США. Не случаен, как они полагают, был и выбор Б.Клинтона в президенты, так как он тоже является ярким представителем этого поколения. Характерной их чертой является умаление роли авторитета и мудрости старших и исповедание во взрослой жизни подростково-юношеских ценностей. Название «тинэйджеры» («несовершеннолетние») и «бэби-бумас» очень четко подчеркивает их позицию в жизни. Претендуя на взрослость, они живут психологией «бесконечной юности», не отказываясь от ее прекрасных идеалов, которые, кстати, были хорошо подхвачены соответствующей «индустрией» (включая и средства массовой информации). Их рефлексия, естественно, поддерживает сознание социальной зрелой личности, а отнюдь не «взрослых подростков». Таким образом, социальная жизнь общества может породить своеобразные «аберрации сознания» и у психологически зрелой личности (так как трудно предположить такую незрелость у целого поколения).

Итак, может ли сам человек определить уровень своей потребности в рефлексии и способность осуществлять адекватность оценки на ее основе? Вероятно, в полной мере самому человеку это сделать трудно, даже если предложить ему такой «инструмент измерения». Вероятно также, что зрелость социального поведения человека может быть в полной мере оценена прежде всего коллективной рефлексией социума, разделяющего общие гуманистические ценности человечества.

Некоторые выводы для андрагога

Может ли сам человек определить уровень развития своей рефлексии и на этой основе сделать вывод об уровне зрелости психического развития? Отдельные методики, которыми он может воспользоваться, не дадут ему достаточно полного ответа на этот вопроса. Главное, не обладая таким качеством, человек, как правило, и не испытывает потребности в его определении.

Андрагог в процессе взаимодействия с взрослым человеком, и особенно зная о его неудачах, может построить достаточно верный прогноз о причинах и в определенной мере помочь направить его внимание на самопознание - естественно, в возможных для человека рамках.

Значительно проще диагностируется феномен социально-психологической зрелости. В этих случаях речь обычно идет о соответствии поведения человека социальным критериям и нормам, то есть, собственно о социальной зрелости, в которой зрелость психического развития как бы представлена в скрытом виде или подразумевается как само собой разумеющийся факт.

Однако, с нашей точки зрения, для андрагога важна установка не столько на диагностику социально-психологической зрелости, сколько на то, чтобы в процессе взаимодействия у взрослого человека возникла потребность в самопознании и самосовершенствовании как важнейшей ценности образования в современном мире.