Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Lukya_769_n_Mikha_769_ylovich_Solone_769_vich.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
70.48 Кб
Скачать

Карьера чиновника

В мае 1902 года, после издания книги, новый губернатор Гродненской области Петр Аркадьевич Столыпин нашел Солоневичу место в своей администрации: с 8 мая по 1 октября 1902 года Лукьян Михайлович исполнял обязанности секретаря Гродненского губернского статистического комитета.

30 мая 1903 года, уже после перевода Столыпина на должность губернатора Саратовской губернии, согласно прошению Солоневич зачислен в штат Гродненского губернского правления канцелярским служителем III разряда. С 16 октября 1904 года исполнял обязанности секретаря Гродненского губернского по городским делам присутствия.

В "Памятной книжке Гродненской губернии" за 1905 год помешены некоторые сведения и о деятельности Л. М. Солоневича на общественном поприще: "член и сек­ретарь общества взаимного вспомоществования учапшх- ся и учителей народных училищ, член ревизионной ко­миссии собрания гродненских чиновников: секретарь ре­дакции "Гродненских губернских ведомостей" по неофи­циальной части". Сотрудничество с главной губернской газетой Л Солоневич начал в конце 1890-х гг Писал он о проблемах народного образования, культурной жизни города, медицинском образовании, санитарном состоянии губернии, выступал за народную трезвость. Его публикации имели своего читателя, нередко вызы­вали отклики и даже дискуссии.

Во время затухания первой русской революции, с 1 марта 1907 года исключен из списков служителей за переходом его с тем же званием в Гродненское губернское присутствие. 16 сентября 1907 года за выслугу лет произведен в коллежские регистраторы. 15 декабря 1907 года исключен из числа служителей Гродненского губернского правления. По некоторым данным с 1907 года Солоневич становится заместителем начальника канцелярии гродненского губернатора.

«Белорусское общество» и «Белорусская жизнь»

В 1908 году Солоневич вместе с П. Коронкевичем, А. Кудерским и Н. Вруцевичем основали «Белорусское общество», ставившее задачей пропаганду исторического единства белорусов с великороссами в рамках одного русского народа. Согласно первому пункту Устава, «Белорусское общество» поставило себе целью: а) поднятие в районе Северо-Западного края культурного и экономического уровня наиболее отсталой в культурном и экономическом отношениях белорусской народности, б) развитие в ней самосознания на началах русской государственности и в) примирение на почве справедливости и беспристрастия различных, населяющих Северо-Западный край, народностей. С этой целью была осуществлена попытка выпуска собственной газеты, ответственным за которую должен был стать Лукьян Солоневич.

Историю печатного органа «Белорусского общества» под названием «Белорусская жизнь» можно достаточно четко разделить на 2 периода.

Первый период примечателен началом и концом выпуска газеты, которые успели уложиться в 1 номер. В пробном номере (9 февраля 1909 г.) издатели поместили устав Беларуского общества и самопровозгласили себя органом «сознательной» беларуской интеллигенции, а эпоху ВКЛ — «самым светлым периодом в истории нашего народа». Однако в статье Л. Солоневича «Наше национальное самоопределение и наша позиция в польском вопросе» отвергалась национальная и культурная самостоятельность беларусов как «неделимой части русского народа». За публикацию сообщения «Казнь через смерть» власти арестовали тираж пробного номера и приостановили издание.

Вот, что на этот счет говорится в докладной записке Департамента полиции за 1913 год:

«Однако, намеченные уставом, принципы не нашли себе выражения в выпущенной Обществом в свет газеты “Белорусская жизнь”. В первом же номере этой газеты (от 9 февраля 1909 г.) появился ряд статей, направленных к возбуждению в белорусской массе вражды к правительству и местным русским деятелям (русским чиновникам, представителям русского дворянства и др.), которых газета называла пришельцами, явившимися в Северо-Западный край для обрусения местного населения и господства над ним на тех же основаниях, на каких прежде господствовали польские паны; в числе прочего высказывалась мысль, что белорусы “не участвовали в создании Московского Кремля и потому воды Москва-реки для них не священны, как не священны воды Вислы”. Тенденция направления этой газеты обратила на себя внимание местной администрации и судебных властей; напечатанные номера газеты были конфискованы, а против редакции её было возбуждено уголовное преследование, после чего газета на первом же номере закончила своё существование» [6].

Объяснением диссонанса деклараций и статей «Белорусского общества» имеет свое логичное объяснение. Л. М. Солоневич по собственной, независимой от правительства, инициативе решил напечатать газету, в которой повторялись бы те же идеи, которые пропагандировала самая популярная газета того времени «Наша ніва». Поэтому был составлен ряд статей похожей направленности, с целью привлечь к своему печатному органу белорусскую национальную аудиторию. Вероятно, планировалось, что позднее газета постепенно будет переходить на другие идеологические рельсы, все это время грамотно обрабатывая читателя.

Версию о том, что этому надоумили Солоневича правительственные или жандармские круга, отвергается в силу того, что первый выпуск не был даже распространен. Об этом свидетельствует и характер существования издания во второй период.

Второй этап начался спустя 2 года. Вместе с П. В. Коронкевичем выпуск "Белорусской жизни" был возобновлен.

Солоневич и Коронкевич, в принципе, продолжали линию на русификацию беларуского народа. Рассматривая социальную и национальную структуру населения края, газета объявила беларусов «большим русским большинством Северо-западного края», заверяла читателей в том, что беларуский язык — эта русский, частично засоренный польским и другими влияниями, и при «нормальном развитии» он «перейдет в русский народный язык». Согласно логике издателей, все поляки в крае — «класс помещиков», евреи — «класс мещанский, торговый, городской», а беларусы («русские») — «класс исключительно крестьянский, сельский». В цикле статей «Беларусы в былом» анонимный автор, искажая историю, приписывал беларусам создание «русской культуры» в ВКЛ и преобразование его в «русское государство». Газета с правых позиций критиковала царское правительство за преувеличение роли «разных беларуских общин», созданных якобы группкой «польской ученической молодежи» и несколькими представителями из «великорусской среды». Пользуясь этой меркой, газета клеветала «Нашу ніву», называла беларуских писателей и других деятелей национальной культуры поляками, которые оделись в беларускую шкуру. Требовала от беларусов склониться перед памятью М.М.Муравьева — подавителя восстания 1863 – 1864 гг., расхваливала политику П.А.Столыпина. Газета получила приветственный лист от лидера партии октябристов А.И.Гучкова (15 января 1911 г.), публиковала информацию про сельскохозяйственные выставки, печатала (в несовершенных записях) фрагменты беларуских песен, этнографических описаний, помещала отрывки из хрестоматийных произведений русских писателей.

10 (23) августа 1911 года газета была переименована в "Северо-Западную жизнь". Стоит отметить, что с этого времени газета стала субсидироваться из бюджета, благодаря вниманию к ней П. А. Столыпина. С 3 (16) мая 1912 года по 26 февраля (11 марта) 1913 года она издавалась в Гродно, а затем до 5 (18) декабря 1915 года — в Минске. Задача газеты состояла в следующем: "всестороннее выяснение нужд и потребностей Северо- Западного Края, выяснение взаимоотношений между народностями его населяющими и защите наиболее сла­бого в культурном и экономическом отношении белорус­ского элемента". Подписная цена на год составляла 6 рублей, льготная — 4 рубля 50 коп. Льготами пользова­лись: "Народные учителя, притчи сельских церквей, во­лостные писаря, сельские фельдшеры и вообще все сель­ские интеллигенты, а также крестьяне и учащиеся разных учебных заведений". В Минске "Северо-Западная жизнь" выходила с подзаголовком "Минская русская газета"[3, с. 43.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]