Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Теоретические аспекты формирования театров.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
95.82 Кб
Скачать
      1. История советского театра 1917-1932 гг.

Истории архитектуры театров известны примеры когда на ход ее развития влияли не сколько времена интенсивного строительства, а сколько периоды теоретических и экспериментальных работ в поисках нового театрального пространства.

Становление советской архитектуры и театрального искусства в этот период шло под знаменем революционного романтизма. Новые задачи требовали пересмотра прежних взглядов. Архитекторы развернулись в борьбе двух противоположных направлений: с одной стороны осовремененный академизм, с другой – отказ от академических традиций, обращение к истокам формообразования в поисках новых композиционных приемов и рождение нового архитектурного направления.

Представления о новом социалистическом театре среди его деятелей были глубоко различны. Высокая активность нового зрителя в постановках массовых инсценировок, его участия в агитационно-политических спектаклях и аллегорических «действах» в постановках заводских и сельских театров, театров воинских частей, давали основание считать аксиомой необходимость в театре будущего вовлекать зрителя в игру и использовать импровизации. Из этих положений вытекали категорические требования: разрушить пространственные границы между сценой и зрительским залом.

Революция дала этому движению грандиозный размах. Проблема выхода за пределы сценической коробки, пути решения которой театральные новаторы раньше разрабатывали только экспериментально, в относительно узких рамках сугубо сценических поисках, теперь была радикально и масштабно разрешена. В первые революционные годы идея «площадного балагана» как основы основ театра получила мощный стимул в реальной действительности.

В стране истерзанной войной, несмотря на то что проблема культурно-просветительского строительства выдвигалась как первоочередная государственная задача, речь могла идти на первых порах только о создании недорогих временных сооружений, реконструкция доставшихся в наследство театральных зданий, приспособлении для театров некоторых сооружений иного назначения. Так в 1918 г. были обновлены Балашовский драматический театр, театры в Саратове и Тамбове, в 1920г. число таких театров достигло 7, а к 1925 г. – 24. Возможности практического воплощения новых театральных идей в архитектурных формах могли предоставить лишь временные сооружения, в основном летние площадки в парках и садах.

В 1924 г. архитектором А.Буровым был сделан эскизный проект, где принципы новой архитектуры слились с представлениями о театре революционных масс. Для строительства театра на Таганской площади в Москве, автор предлагал острую угловую композицию здания в плане зрительским залом на 2500 мест. Быстрая смена картин должна была осуществляться с помощью пяти движущихся платформ и поворотного круга. А. Буров понимал театр как многофункциональное общественное сооружение для традиционных театральных постановок и массовых выступлений с участием автомобилей и мотоциклов, для общественных собраний и цирковых выступлений.

В 1928 г. началось проектирование здания для театра им. Мейерхольда архитекторами М. Бархиным и С. Вахтанговым совместно с режиссером. Свое кредо авторы выложили в пояснительной записке к проекту: «Предпосылки нового театра выдвинутые Вс. Э. Мейерхольдом на основе всей его работы в театре могут быть сформулированы нами в следующих 5 пунктах: 1. Объединение зрительского и сценического пространства в одном зале (отсутствие сценической коробки). 2. Аксонометрическое восприятие действия (амфитеатр). 3. Охват действия зрителем в трех сторон (пространственное развитие действия на сцене-стадионе). 4. Введение в композицию зала всех обслуживающих спектакль элементов. 5. Доступ на сцену механического транспорта и демонстраций».

В 1930 г. дискуссии о направлении театрального строительства продолжались. Разногласия среди режиссеров, художников и архитекторов в понимании традиции и новаторства в современном искусстве, в отношении к наследию сценического искусства и путях его дальнейшего развития привели к формированию двух принципиальных позиций. Согласно первой, занятой Наркомпросом и ЦК РАБИС (ЦК профсоюза работников искусств), формы нового театра должны были исходить из требований массового, «синтетического» действа и народных форм зрелищ. Новый театр требует:

  1. Пространственных возможностей объединения одним спектаклем большого зрительского коллектива

  2. Требует учесть интенсивный рост этого коллектива и следовательно возможности «роста» зрительного зала и сцены

  3. Уничтожения грани между зрительным залом и сценой, а также использование всевозможных пространственных моментов для активизации зрительского зала.

  4. Возможности выявления в сценическом действии интенсивной динамики современности.

Противоположную сторону занимали сторонники психологического театра и театра «эмоционально-насыщенных форм», требовавшие не революционного преобразования, а частичной реформы театральной системы. Мнения резко расходились в отношении вместимости и типа сцены.

Живой интерес к строительству театров проявлял К. Станиславский. Его беспокоило, что зрелище громадных массовых сцен, шествий и сценических эффектов, для которых строятся новые здания с необъятными залами, заслоняют основную цель искусства театра. Он говорил, что главным недостатком нового строительства является неопределенность художественных задач, состоящих перед театром, ибо «совместимость понятия: оперный, драматический и постановки массового характера – невозможно, так как одно уничтожает другое». Считая, что театр на 3000 зрителей уже не драма и не опера, а манеж, режиссер допускает вместимость не более 1500 и 2000 зрителей. «Правильнее, - Станиславский пишет, - строить театр с двумя сценами и двумя зрительскими залами, но с общими уборными, мастерскими и общим хозяйством». Критикуя чрезмерную механизацию сцены, её непрактичность, К. С. Станиславский высказывался против увлечения переносом действия в зрительский зал, считая что «вовлечение зрителей в процесс представления ошибочный прием, не достигающий цели».

Создание новых пространственных форм сценической площадки, должно было исходить из положения о том, что «театр является ее только культурно-просветительским учреждением, но и мощным орудием классовой борьбы». «В связи с этим, говорилось в докладе члена коллегии Наркомпросса, - встанут вопросы о массовом театре, о том, чтобы одно театральное здание использовалось для драмы, балета, оперы и для массовых собраний. Одновременно мы должны разрешить вопросы, связанные с достижением максимального воздействия на зрителя.» Таким образом, применяя современную терминологию, предложенному К. С. Станиславским многозальному театру был противопоставлен театр с большим универсальным залом.

Основная проблема, которую стремилась решить архитектурная мысль, сводилась к созданию принципиально нового типа театрального сооружения, являющегося культурно-просветительским учреждением для широких масс. Проникнутые революционной романтикой и энтузиазмом, советские зодчие первого поколения, мечтая создать для нового социалистического общества прекрасные невиданные здания, оставили глубокий след в истории советской и мировой театральной архитектуры, заглянули в будущее и многое в нем предугадали.