
- •Социально-жилищное строительство в Германии
- •"Франкфуртская кухня" Шютте-Лихотцки
- •Образцовый поселок "Вайсенхофф' Миса ван дер Роэ в Штутгарте
- •Новации в области моды. "От кутюр" (Haute Couture)
- •Художественное формообразование в нацистской Германии
- •"Фольксваген" - немецкий народный автомобиль
- •Народный радиоприемник
- •Транспортный дизайн
- •Глиссер-экспресс «осга-25»
- •Агит-самолет «Максим Горький»
- •Дизайн в условиях сталинского режима. Классические мотивы в предметном формообразовании.
Глиссер-экспресс «осга-25»
В середине 30-х гг. под руководством конструктора Владимира Гартвига в СССР началось проектирование гигантского пассажирского глиссера-катамарана «ОСГА- 25».
Несмотря на значительные размеры (24 метра в длину и 12 в ширину), судно имело компактную и цельную форму. Конструкторам удалось зрительно объединить сложную конструкцию катамарана, выделив в передней части между поплавками смотровой салон. И мост, и поплавки были композиционно объединены плавной параболической линией верхней палубы.
Интерьер салона, выполненный выпускником ВхуТеИна Владимиром Мещериным, имел подчеркнуто вертикальные членения облицовки – как бы выделяя секции, из которых Собран корабль. Динамичные по форме кресла имели сложную кривую трубчатого металлического каркаса, которая как бы взвивалась снизу и опоясывала сидения, создавая одновременно ощущение безопасности и защищенности. Остроумна идея крепления столиков буфета к потолку, чтобы не загромождать пол.
При постройке глиссера было налажено серийное производство отдельных деталей - кресел, столиков, окон, фасонных крючков и ручек, повторяющих в своей форме все тот же каплеобразный аэродинамический силуэт корабля. Все эти детали выполнялись методом объемного формования из металла или только-только начинавшей применяться на транспорте пластмассы.
К 1938 году постройка бы па завершено, и глиссер использовался на пассажирской линии Ялта-Севастополь. Он мог перевозить в пассажирских салонах обоих корпусов до 150 пассажиров со скоростью 80 км. в час. У глиссера было 4 двигателя от торпедных катеров для основного хода и два вспомогательных резервных двигателя. Это было уникальное по всем показателям судно. Своего рода чудо техники. И по скорости, и по чисто техническим, конструктивным новациям, и по внешнему виду.
В начале второй мировой войны, когда началась оккупация Одессы, корабль был уничтожен.
Агит-самолет «Максим Горький»
В 1934 году во многих газетах был опубликован призыв писателей помочь в строительстве гигантского агиг-самолета «Максим Горький». Предлагалось вносить свои взносы, гонорары, сбережения на специальный счет постройки агитэскадрилии.
Самолет «Максим Горький» по конструкции был одним из вариантов военного транспортного самолета АНТ- 20 (конструкторского бюро Туполева), который предполагалось использовать даже как авиаматку. Фюзеляж и крылья были склепаны из гофрированных листов дюралюминия. Такая технология не давала возможности сделать поверхности сложной двойкой кривизны, и самолет напоминал скорее корабль с закругленным носом, чем летательный аппарат. Для повышения мощности и увеличения подъемной силы на корпусе над крыльями было установлено еще два двигателя конструкции Микояна. Один был с тянущим, другой с толкающим винтом.
«Максим Горький» был наполнен совершенно уникальным оборудованием, разместившимся на площади около 100 квадратных метров: пневматическая почта для общения команды, кинопроекционное оборудование и складной экран размером 4,5×6 метров (при установке его конструкция служила одновременно и радиомачтой), киностудия, не говоря уже о буфете, умывальниках, душевых, туалетах. Впоследствии на самолете была установлена и типография - специально изготовленная и спроектированная в расчете на предназначенное для нее помещение.
Судьба самолета-гиганта оказалась трагичной. Во время воздушного парада над Москвой в мае 1936 года один из пилотов сопровождения задумал совершить мертвую петлю над гигантской машиной. Не рассчитав траектории, он врезался в крыло, и гигантская машина рухнула вниз. Весь экипаж погиб...
У техники в 30-е годы в Советской России сложился особый романтический образ. Этот образ поддерживали композиторы и поэты. В специальном авиамарше пели: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью» или «Нам разум дал стальные руки-крылья, а вместо сердца - пламенный мотор». Прогресс техники воспринимался как следствие прогресса социального, как часть общего движения к светлому будущему. Техническое совершенство вещей, пусть и уникальных, было как бы доказательством совершенства социального. Все эти новые достижения многократно воспроизводились в печати в журналах «СССР на стройке», «Строим», «Наши достижения».
Советская фотография 30-х годов - это именно открытие техники как особой выразительной натуры. Ракурс, наклон линии горизонта, контраст планов, сверхкрупный план могли превратить банальное и примитивное техническое устройство в нечто невиданное, грандиозное. Фотографы не могли в те годы снимать, а тем более публиковать социальные репортажи с подлинных драматических сцен жизни - тяжелого труда, голода, раскулачивания, репрессий - и потому со всем своим арсеналом выразительных средств обратились к показу мира вещей, техники, рядом с которыми иногда мелькали улыбающиеся лица. Они передавали пафос индустриализации времен первых пятилеток. Фотографы превращали технический дизайн в полное значения визуальное (а заодно и политическое) событие.