Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
РИТОРИКА методичка.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
509.95 Кб
Скачать

2.4.3. К. Тацит о причинах упадка латинского красноречия

Известен древнеримский историк Корнелий Тацит ( приблизительно 58—117 гг. н. е.) в своем произведении «Диалог об ораторах» задумывается над вопросами о судьбе латинского красноречия, о месте риторики в жизни общества. В период написания этого труда Тацит еще не был историком, он был политиком.

Упадок красноречия — это следствие изменений в римской форме правления. Бурные республиканские времена минули, а с ним исчезли и поводы для применения силы красноречия:

Смысловой модуль 1

Риторика в эпоху средневековья возрождения и нового времени

3.1. Становление христианской гомилетики

Слово гомілія греческого происхождения и значит «речь перед народом, беседа с несколькими людьми». Оно употреблялось еще в античные времена. В начале христианства это слово стало использоваться для определения храмной проповеди священників, которые преимущественно не имели соответствующего образования и потому объясняли Святое Письмо как можно проще.

Проповедь — одна из характерных и массовых форм средневековой словесности. Более того, это единственная живая форма публичному вещание. Отличительной чертой проповедей было то, что они создавались латинским языком. А когда провозглашались перед светскими людьми, тогда проповедник переходил на народный язык.

Вообще античная и христианская риторика в корне отличается. Эти отличия заключаются в таких моментах:

1) в античности вещание — это выражение мысли, в христианстве — выражение истины;

2) в античности не существовало авторитетов, в христианстве авторитет — Святое Письмо.

Во-первых, для античного оратора вещание было выражением мысли, которая преобладает другие мысли. Это преимущество виделось в лучшем обоснованные и лучшем выражении. Проповедь же — это выражение истины, которая преобладает просто потому, что она истинна.

Мнение оратора побеждало из-за того, что он подкреплял ее своим талантом. Истина божественного слова побеждала потому, что проповедник доносил ее без собственного вмешательства. Проповедник — это лишь посредник между божеством и слушателями.

То есть, если аудитория не воспринимала мнение оратора, значит оратор плохо владел своим искусством.

Если же аудитория не принимала божественную истину, значит на нее не взошла благодать, необходимая для такого принятия.

Все, что может сделать проповедник, — это подготовить душу слушателя.

Античная риторика была тесно связана с необходимостью убеждать, обосновывать те мысли, какие собеседники не признавали.

В средневековых проповедях эти функции постепенно отходили на второй план. Конечно, что проповедник пытался убедить свою паству, но по большей части проповедь произносилась не в ситуации противоречивых точек зрения, а в противопоставлении знания и незнания, простого объяснения новых истин.

Первым гомилетом в полном понимании этого слова стал блаженный Августин, чье произведение «О христианской доктрине» считается классикой гомілетики как христианской науки.

Аврелий Августин (354—430 гг.) родился в городе Тагаста в Северной Африке. Из подросткового возраста готовился к карьере ритора. В течение трех лет учился в риторической школе в Карфагене, а затем выкладывал риторику.

3.3. Риторика в системе средневекового образования

Энциклопедическая традиция, которая сложилась в эпоху эллинизма и особенно расцвела в Риме, приобрела особенную значимость в западноевропейской культуре.

В системе образования господствующим становится семичастний канон, что включал свободные искусства. Они в коротком изложении охватывали практически весь состав знания.

Семичастний канон разделялся на две степени: более низкий — грамматика, диалектика, риторика— тривиум (отсюда слово «тривиальный» — известный всем)

и более высокий — арифметика, геометрия, музыка и астрономия — квадривиум.

В эпоху позднего Средневековья окончательно формируются новые образовательные заведения, аналогов которых еще не было. Начиная с XIII ст. речь идет об университетах. Средневековый университет имел двухступенчатую систему образования: факультет «свободных искусств» и факультет права, медицины, теологи. Факультет «свободных искусств» был подготовительным, только по окончании его студент мог учиться дальше на других факультетах.

Формами преподавания в средневековых университетах были лекции и семинары. Лекция стала особенной формой публичного изложения учебного материала и особенным видом ораторского искусства.

Семинар ( диспут) заключался в том, что любая тема предлагалась в виде вопроса для обсуждения, ответа предлагались сначала студентами, а затем — преподавателем. То есть происходил переход от лекции до востребования, а от вопроса — к диспуту. В диспуте эволюция заключалась в том, что в противовес аргументированию ссылкой на авторитет все большего значения приобретала практика логического обоснования аргумента. За диспутом следовал вывод, который делал магистр.

Вообще в средневековых университетах существовали два вида диспутов — ординарные и публичные. Особенностью публичных диспутов, в отличие от ординарных, было то, что здесь обсуждались любые угодно вопросы. Такие диспуты посещали много людей, каждый мог поставить вопрос и подать обоснование той или другой мысли.

Следовательно, в эпоху Средневековья риторика была одной из основных общеобразовательных дисциплин и входила в состав тривиума.

Хотя если грамматика, например, укрепила свои позиции в культуре, то риторика, напротив, свои потеряла.

Главная причина этого заключалась в потому, что латинский язык был чужим для средневековой публики. Им владели лишь духовные лица.

Поэтому риторика идет на службу к другим наукам. С одной стороны, это была диалектика (логика). В частности, еще Аристотель писал, что риторика отвечает диалектике. Однако в античности в этом соответствии ведущую роль занимала риторика, а в Средневековье — логика. С другой стороны, это было право. Поскольку нужно было произвести формулировку для бесконечного количества деловых ситуаций, высокопарный стиль здесь был ни к чему, а точность была необходимой, и потому понадобился опыт риторики. С третьей стороны, это была уже вышеупомянутая грамматика, которая теперь должна была усвоить новый предмет — искусство составления стихотворений. И здесь риторика поделилась всем запасом правил, которые существовали в ней по поводу создания речей'.

3.4. «Studia humanitatis»

В эпоху Возрождения наблюдаем существенные сдвиги в системе мировоззрения: «царство бога» уступило место «царству человека». «Знание человеческое» были поставлены на одну ступень с теологией. Гуманистическое миропонимание утверждалось Гуманизм как конкретное историческое явление возникает в эпоху Ренессанса, выступает как распространение определенного круга гуманитарных знаний и означает светскую науку и образованность в противовес ученому богословию.

Для обозначения гуманистической образованности в эпоху Возрождения было введенно определение «Studia humanitatis», которое означает:

«Старательное изучение всего, что составляет целостность человеческого духа»

Слово отождествлялось с «знанием» и «добропорядочностью». Отсюда идея воспитания души через изучение античных произведений, идея актуализации через «Studia humanitatis» возможностей, заложенных природой в индивиде. «humanitas» для латинских авторов (например, Цицерона) означал приблизительно то же, что давние греки выражали сроком «пайдейя», то есть воспитание и образование человека. У гуманистов этот срок означал полноту и неделимость природы человека. Считалось, что в становлении духовного образования основная роль принадлежит словесности, а именно поэзии, риторике, истории и философии.

Развернуто толкование понятия «Studia humanitatis» принадлежит Колючче Салютати (1331—1406).

главным образом средствами эмоционального убеждения, с помощью образов и примеров.

3.5. Риторика в эпоху Нового времени

Один из основателей философии Нового времени — английский философ

Френсис Бекон (1561—1626) — писал, что риторика, как и логика, — это наука наук. Следовательно, ее следует изучать на высоком уровне, а не начинать с нее.