Слайд 7
2. Наличие свободы не означало, что лицо – полноправный участник правоотношений. В римском праве действовала презумпция правового неравенства, характеризовавшаяся тем, что существовали различные по объему и содержанию виды правоспособности участников правоотношений в Древнем Риме.
Существование различных видов правоспособности – это главное отличие римского учения о лицах.
Наибольшей правоспособностью наделялись лица, обладающие римским гражданством (с. romana), которые являлись носителями ряда прав публичного и частного характера:
jus honorum – право быть избранным магистратом;
jus suffragii – право голосовать в народном собрании, то есть принимать законы;
jus militiae – право служить в римской армии;
jus terra – право на оккупацию общественного участка земли (ager publicus), в годы империи в связи с образованием крупных поместий это право было практически заменено бесплатными раздачами зерна.
В сфере гражданских правоотношений:
jus commercii – право свободной хозяйственной деятельности, связанное с правом, в случае необходимости, от своего имени участвовать в судебном процессе, то есть фактически это полная правоспособность в сфере всего частного права; полная свобода действий в области наследственного права (testamenti factio activa et passiva);
jus conubii – право вступать в законный римский брак, потомство от которого приобретает права римского гражданства с рождения, а глава семьи в отношении новорожденных – право отеческой власти.
Кроме того, римский гражданин для защиты своих прав мог прибегнуть не только к процессуальным, но и к административным (интердикты) средствам защиты, основанным как на цивильном, так и на преторском праве.
Правоспособностью в рассмотренном объеме (optimo jure) наделялись не все римляне, а только свободнорожденные (ingenui).
Меньший объем правоспособности (minuto jure) был у вольноотпущенников (libertini), которые вынуждены были нести определенные обременения в отношении своих бывших хозяев, ставших их патронами:
завещать часть наследства патрону;
оказывать разного рода услуги, временную материальную помощь, или постоянную (выплачивать алименты);
выказывать надлежащее уважение, например, не вчинять иска.
Слайд 8
2. Латинская правоспособность (jus latinum) первоначально принадлежала жителям италийских общин. Она являлась промежуточной между римской и иностранной. Латины признавались полноправными участниками всех частноправовых отношений, то есть они обладали ius commercium. В этом плане они ничем не отличались от римских граждан.
Их отличие состояло в публично-правовой сфере. Именно отсутствие прав в публичной сфере сближает их с иностранцами.
Однако характер и объем ограничений был одинаков не у всех латин. Различали несколько категорий латинских граждан:
Древние латины, они находились ближе всего к римским гражданам. Они имели jus conubii, а переселяясь в Рим, автоматически приобретали и римское гражданство.
Латины-колониарии имели только jus commercium. Большие изменения в судьбе колониариев происходят с изданием в годы Союзнической войны (91-88 гг. до н.э.) законов Луция Цезаря и Плавция Папирия. Согласно им, жители Италии приобретали все права римского гражданства. С этого времени jus latinum предоставляется и жителям территорий, находящихся далеко за пределами Италии.
Как правило, латинское гражданство предоставлялось жителям римских колоний. При этом оно могло быть в виде:
а) latinum maius (то есть в большем объеме) – колонисты, избранные магистратами или сенаторами у себя в колонии автоматически приобретали права римского гражданства;
б) latinum minus (в меньшем объеме) – римское гражданство могут приобрести только колонисты, избранные магистратами.
Латины-юниании – рабы, отпущенные на свободу и не получившие прав римского гражданства. Данная категория латин ни при каких условиях не могла обрести публично-правовую правоспособность. Именно отсутствие подобных прав сближает их с иностранцами.
3. Иностранцы (peregrini) обладали наименьшей из возможных правоспособностью. Весь объем прав, которыми они были наделены, регулировался нормами ius gentium, то есть они не имели тех возможностей, которые содержали в себе цивильное, и в особенности, преторское право.
