
Групповые цели
Организаторы психотерапевтических групп чаще всего не ставят участников в известность о целях группы. Акцептация их членами группы создает основу для терапевтической активности. Определенная направленность действий позволяет участникам понять смысл и осознать значение групповых действий, удовлетворяет индивидуальные потребности, особенно при совпадении индивидуальных и групповых целей.
Достижение отдаленных целей облегчается в результате сознательного выбора промежуточных, этапных (преимущественно инструментальных) целей, i относящихся к групповым явлениям и структуре груп-
75
пы, описания желаемой активности при работе над заданиями и их содержанием. Иногда общие цели психотерапевтических групп рассматриваются в качестве дополнения или развития процесса социализации индивида при одновременном достижении им полной интеграции и тождественности. Чаще всего говорится об изменениях и коррекции поведения пациентов для более творческого, счастливого, умелого и здорового функционирования.
Психотерапевты в своей деятельности стремятся вызвать изменения в личностном и межличностном функционировании, причем это может касаться изменения функционирования в познавательной, эффективной или поведенческой сфере.
В сфере внутриличностной могут быть достигнуты изменения познавательного характера — в определенной (ценностной) установке, аффективного характера — принятие самого себя и поведенческого характера — усвоение действий, приносящих удовлетворение.
В межличностной сфере целью может стать на познавательном уровне — изменение социальной перцепции, на аффективном — достижение чувства удовлетворения в отношениях с людьми, на поведенческом уровне — приобретение социальных навыков. Реализация этих целей происходит в рамках общей групповой активности. В процессе восприятия, размышлений и переживаний участники проявляют внутриличностную активность. Устанавливая интеракции с членами группы, пациенты проявляют межличностную активность. Участвуя в решении задач и проблем, они проявляют заданную активность. Когда пациенты стремятся удовлетворить свои индивидуальные потребности, лежащие в социально-эмоциональной сфере, большинство из них руководствуется желанием уменьшить свои страдания, улучшить самочувствие, избавиться от трудностей в отношениях с окружающими и в социальном функционировании.
Осознание и согласование этих и многих других, специфических для отдельных участников целей может способствовать появлению чувства принадлежности к коллективу, где у всех участников идентичные недомогания, трудности и проблемы. Подобная ситуация чаще всего благотворно воздействует на процесс лечения в результате появления взаимопонимания, положительных эмоций, поддержки, солидарности и взаи-
76
модействия. Они возникают в группе как результат научения и становятся условием, облегчающим дальнейшее протекание терапевтического процесса в форме активного переучивания.
Групповые нормы
Для достижения этапных целей, к. которым относятся взаимодействие и понимание, члены группы должны создать или акцептировать привнесенные извне нормы. Совокупность таких принципов (норм), регулирующих способы функционирования группы и поведения отдельных участников, является средством, обеспечивающим правила действий, специфические для данной группы. Нормы в ходе развития группы могут претерпевать изменения, особенно при возникновении новых проблемных ситуаций, но без их согласований не может быть организованной активности. Введение норм и их признание может протекать постепенно, быть процессом более или менее «артикулированным», мерой же интернализации членами группы становится усилие, прилагаемое группой для их сохранения или защиты, в оказании давления на индивидов, не подчиняющихся этим нормам.
Целесообразность установления норм легче обосновать, если в группе происходит свободный обмен мнениями и аргументами, если группа должна защищать свои нормы от давления извне. Полная интер-нализация норм членами группы происходит, если группа осуществляет руководящие и контролирующие функции по отношению к отдельным членам, если их поведение приводится в соответствии с принятыми установками. В процессе усвоения норм используются наказания и поощрения в виде неодобрения или акцептации, а также подражания и познавательного научения.
Структура группы
На возникновение подобных явлений и ход процесса научения благотворное влияние оказывает группа с небольшим численным составом — при численности свыше десяти человек уменьшается возможность непосредственного контакта «лицом к лицу», снижается активность участников; сокращается время, посвящаемое группой отдельным членам; уменьшается число
77
выражаемых мнений и дискуссий. Возрастает чувство скованности и неуверенности, увеличивается вероятность возникновения подгрупп. При небольшом числе членов группы все могут расположиться по кругу, что облегчает создание оптимальной коммуникативной сети, когда каждый участник может обратиться к любому другому члену группы («common-all-channel»). Подобная сеть обеспечивает оптимальные условия для общения, приносит участникам удовлетворение, способствует согласованию и реализации заданной активности, налаживанию эмоциональных связей, появлению чувства групповой принадлежности.
Достижение намеченных целей и усвоение системы ценностей и групповых норм происходит одновременно с процессом формирования и трансформации отношений между участниками. Первоначально существует определенная формальная структура, в рамках которой каждый индивид — психотерапевт и пациент — играет определенную роль, удовлетворяя ожидания участников и реализуя свои стремления и потребности. При такой структуре каждый участник, кроме психотерапевта, является пациентом, вступившим в группу по той же причине, что и остальные, и питающим одни и те же надежды на облегчение страдания и получение помощи в решении трудных проблем. Формальная роль члена группы делает похожими цели всех участников, предоставляет им равные возможности и права, накладывает на них одинаковые обязанности как на предоставление, так и на получение помощи. Каждый член становится равноправным участником; он чувствует, воспринимает, оценивает, выполняет задания и решает проблемы, удовлетворяет свои и чужие потребности, осуществляя тем самым две функции группы — инструментальную и социально-эмоциональную.
Выполнение подобных задач-функций связано с существованием в группе другой структуры — неформальной. Она складывается гораздо медленнее формальной, поскольку определяется интерперсональным выбором, в такой структуре индивид занимает отведенную ему позицию в иерархии популярности и авторитета, власти и престижа, для него характерна определенная степень умения осуществлять контроль и воздействовать на участников, он может исполнять разнообразные функции и роли (например, лидера,' спутника, эксперта, стимулятора, медиатора, обыкно-
78
венного человека, «козла отпущения», девианта, монополиста, «звезды», ребенка и т. п.).
В процессе формирования формальной и неформальной структуры и их интерференции могут возни-, кать конфликты. Конфликт, превращающийся в проблему, группа пытается разрешить в ходе дискуссии и кларификации причин возникшей ситуации. Часто это означает борьбу между частью группы и ее неформальным лидером и психотерапевтом, результат подобной конфронтации имеет существенное значение для дальнейшей судьбы функционирования группы. В таких случаях дискуссия часто ведется для выяснения и понимания такого явления, как соперничество. Она способствует выяснению вопроса, насколько существующая структура облегчает реализацию целей, стоящих перед группой. В такой ситуации обсуждаются также члены группы, занимающие самое высокое и самое низкое положение в неформальной структуре, что при использовании таких техник, как, например, behind-the-back, психодрама, может представить участникам много дополнительной, информации о таких явлениях, как существование подгрупп, соперничество, использование, манипулирование и т. п.
В ходе изменения структуры участники осознают свою роль и то, что они ее исполняют. У них есть возможность для разрешения конфликтов, возникающих между лицами, исполняющими в группе полярные роли (например, лицом, побуждающим к активности, и тормозящим ее, когда индивид играет роль психотерапевта и равноправного участника). Участники имеют возможность выбора роли и манеры ее исполнения.
Развитию этого процесса способствует показ участникам способов их восприятия другими членами, предоставление обратной связи, конфронтация различных способов восприятия и оценки, выдвижение способов решений, поиски путей соглашения. Используемые техники и психотерапевтические процедуры, такие как психодрама, ролевая игра, поведенческий тренинг, интенсифицируют названные групповые процессы, помогают пациентам изменить свое поведение, переживания, тип мышления, внести свой вклад в решение общей задачи, ролевую коррекцию и расширение репертуара ролей.
79