Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
0752318_AE9D4_morohovskiy_a_n_stilistika_angliy...doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
1.86 Mб
Скачать

Глава I

НЕКОТОРЫЕ ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СТИЛИСТИКИ

§ 1. Предмет и задачи стилистики

При научном подходе к изучению

объективной действительности обычно различают объект и пред­мет данной науки. Под объектом подразумевается материальное те­ло, явление или процесс, существующие в действительности независи­мо от познающей и преобразующей роли человека, человеческого соз­нания. Познание объекта действительности во всей его сложности и бесконечных связях с другими объектами — процесс необычайно сложный, и поэтому отдельные науки, как правило, ограничиваются изучением отдельного аспекта определенного объекта, что и состав­ляет предмет данной науки. Таким образом, объект науки может су­ществовать вне нас, в то время как предмет науки формируется самой наукой.

Объектом лингвистики является человеческий язык, но в силу его необычайной сложности и многоаспектности он изучается не одной наукой, а многими: лексикологией, фонетикой, грамматикой и др., каждая из которых имеет свой предмет или аспект исследования еди­ного объекта.

Определение предмета стилистики как особого раздела лингвисти­ки связано с рядом трудностей. Любой объект или явление реального мира можно исследовать на основе трех подходов: субстанционального, структурного, функционального. Так, объект можно изучать исходя из того, в какую материальную субстанцию он воплощен. Изучение языка началось именно с изучения звуков языка, его фонетики, ибо материальной субстанцией языка в первую очередь является звук. Объект можно рассматривать и с точки зрения его структуры — с изу­чения тех отношений, которые существуют между компонентами дан­ного объекта. И, наконец, объект можно рассматривать исходя из функционирования отдельных его частей или всего объекта в целом.

В практике вузовского преподавания теоретические курсы лингвис­тического цикла определяются на основе субстанционального и струк­турного подходов: так, теоретическая фонетика изучает фонемный состав и фонологическую систему языка, лексикология — слово и лексическую систему, теоретическая грамматика — грамматическую систему, или грамматический строй языка, т. е. все эти дисциплины изучают отдельные подсистемы языка — совокупности единиц разных уровней языка и те отношения, которые существуют между данными единицами или их классами.

Стилистика в этом отношении находится в особом положении. Во- первых, она рассматривает единицы всех языковых уровней. Во-вто- рых, она изучает данные единицы прежде всего сфункциональ- н о й точки зрения. Таким образом, хотя мы и выделяем особые еди­ницы стилистики — выразительные средства, стилистические приемы, тропы, фигуры, стилистически маркированные слова и модели пред­ложений и пр., стилистика занимается изучением не только структур­ных и субстанциональных особенностей единиц, она изучает функцио­нирование и отдельных элементов языковой системы, и отдельных под­систем языка (так называемых «функциональных стилей языка»), и всей языковой системы в целом.

Поскольку стилистика рассматривает язык как определенную функциональную систему, необходимо прежде всего дать определение понятию «функция».

Термин «функция» заимствован из математики и логики и исполь­зуется в лингвистике в двух значениях: как «роль, задача» в целевой модели языка, выдвинутой Пражским лингвистическим кружком, и как «соответствие между двумя переменными». Однако для пражцев и других ученых понятие «функция» оказалось тождественным понятию «цель». С нашей точки зрения различие между функцией и целью является принципиальным.

Цель — заранее мыслимый результат сознательной деятельности человека или человеческого коллектива. Необходимо разграничивать два вида иерархически соподчиненных целей: основной, или конеч­ной, и дополнительной, или вспомогательной, которая предполагает создание и применение определенных средств (в том числе и ре­чевых) для достижения конечной цели [79, 76).1

По отношению к участникам акта коммуникации мы можем разли­чать два вида целей: неязыковые, или прагматические, и языковые, или конструктивные. Намереваясь осуществить речевой акт, говоря­щий ставит перед собой задачу достичь определенной прагматической цели, лежащей вне речевой деятельности. Речевой акт в этом случае выступает не как цель, а как средство достижения некой внеязыковой цели. Но для достижения этой цели говорящий сначала ставит перед собой языковую цель — создать высказывание целенаправленного функционального характера путем отбора и комбинации тех элемен­тов языка, которые общественно осознаны как наиболее пригодные для формирования высказывания с данной прагматической установ­кой в данных условиях общения.

Под функцией мы понимаем прежде всего назначение объекта в некой системе. Данная точка зрения не противоречит пониманию функции как отношения, ибо назначение есть частный случай отно­шения. Следует, однако, отметить, что функция-отношение представ­ляет собой отражение всеобщей связи и взаимозависимости любых объектов и явлений реального мира, а функция-назначение возможна только для искусственных объектов, которые были созданы челове­ком с определенной целью, и в которых «запечатлены» результаты це­ленаправленной деятельности человека.

Язык, являясь искусственным образованием, обладает не только функциями-отношениями, вступая в бесконечные и многообразные связи с миром людей и объективной действительностью, но и функция­ми-назначениями — познавательно-отражательной и коммуникатив­ной, причем вторая функция является ведущей.

Определения языка, данные К. Марксом — «[...] язык есть прак­тическое, существующее и для других людей и лишь тем самым сущест­вующее и для меня самого, действительное сознание, и, подобно соз­нанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной не­обходимости общения с другими людьми» [1, 29) и В. И. Лениным — «Язык есть важнейшее средство человеческого общения» [4, Р551,— выдел я ют~1Тменноэт1Г^двефу15|Ш15и^зыка7-на^с^ х в зависи­

мости от конкретных социально-исторических условий существования данного языка у него возникают дополнительные функции и средства их реализации.

К числу таких дополнительных функций обычно относят: эмотив- ную, или функцию передачи чувств говорящего; волюнтативную, или функцию волеизъявления, побуждения адресата к дёйствиюГаппелятив- ную, или функцию привлечения внимания адресата, побуждения его к восприятию сообщения; контактоустана^ливаюшую. или функцию социального этикета; эстетическую, или функцию воздействия на эстетическое чувство адресата ИЗ 1, 353; 357].

Из определения функции как назначения некоторого объекта в дан­ной системе следует различать функции элементов языка и функции речевых произведений (высказываний, текстов).

Функции элементов языка определяются их назначением в форми­ровании речевого высказывания с определенной прагматической ус­тановкой, т. е. в «языковой действительности». Элементы языка — фонемы, морфемы, слова, предложения помимо основных функций — познавательно-отражательной и номинативной — обладают и кон­ституирующей, или интегративной, функцией, поскольку каждая еди­ница низшего уровня является составной частью единицы более высо­кого уровня.

Функции речевых произведений — текстов, высказываний — оп­ределяются их отношением к объективной действительности. Дан­ные единицы помимо функций-отношений могут иметь и функции- роли.

Целевая деятельность человека может быть направлена не только на создание новых объектов, но и на использование уже готовых объ­ектов, причем характер использования объекта может не совпадать с его функциональным назначением. В. И. Ленин, иллюстрируя раз­личие между логикой формальной и логикой диалектической, приво­дил пример со стаканом, который может использоваться как средство достижения самых разнообразных целей — служить сосудом для питья, метательным снарядом, помещением для пойманной бабочки, пресс- папье, произведением искусства и т. д. [9, 289]. Совершенно очевид­но, что в данном случае речь идет не только о функциональном назна­чении стакана (сосуд для питья), но и о его целевом использовании в роли другого объекта, который в той или иной степени может быть омофункционален ему.

Это явление очень широко распространено в речевой деятельнос­ти. Одно и то же высказывание (текст) в разных ситуациях может вы­полнять разные роли, иметь разный смысл, служить средством дости­жения различных прагматических целей и, наоборот, разные высказы­вания (тексты) могут служить средством достижения одной и той же цели.

Предметом стилистики является изучение средств реализации основных (коммуникативной и познавательно-отражательной) и допол­нительных функций языка, которые обеспечивают эффективность речевой деятельности говорящего. Целью коммуникации всегда является передача информации. Однако любой акт коммуникации сводится не только к передаче информации, потому что само возник­новение коммуникативного акта всегда обусловлено потребностью говорящего достичь определенного прагматического эффекта, или конеч­ной цели, каким-то образом изменить физическое, духовное, эмоцио­нальное состояние адресата или адресатов. Достижение этого резуль­тата возможно только путем целенаправленного выбора и использо­вания из всего многообразия средств, которыми располагает система данного языка, не только определенных стилистических средств, но и всех графических, фонетических, лексических, грамматических и синтаксических средств языка.

Таким образом, стилистику, в самом общем смысле, можно опреде­лить как науку, изучающую коммуникативные и номинативные ресур­сы языковой системы и принципы выбора и использования языковых средств для передачи мыслей и чувств с целью достижения определен­ных прагматических результатов в различных условиях общения.