- •5. Советская русь
- •5.1. Смута 1917-1922 гг.
- •5.1.1. Февральская революция (23 февраля - 2 марта 1917 г.)
- •5.1.2. Двоевластие. От «Апрельских тезисов» к июльскому восстанию
- •5.1.3. Двоевластие. Дело генерала Корнилова (27—31 августа 1917 г.)
- •5.1.4. Октябрьская революция (21—26 октября 1917 г.)
- •5Л.5. II Всероссийский съезд Советов (25-26 октября 1917 г.)
- •5.1.6. Первые трудности новой власти
- •5Л.7. Разгон Учредительного собрания (5-6 января 1918 г.)
- •14 В. Хуторской
- •5Л .8. Брестский мир (3 марта 1918 г.)
- •5Л.9. Гражданская война (1917—1922)
- •5.1.10. Военный коммунизм (ноябрь 1917 г. — февраль 1921 г.)
- •5.2. Новая экономическая политика (1921-1929)
- •5.3. Борьба за власть в 1920-1927 гг.
- •5.3.1. Дискуссия о профсоюзах (1920-1921)
- •5.3.2. Конфликт Ленина и Сталина (1922-1923)
- •5.3.3. Левая оппозиция (1923-1927)
- •5.4. Наступление социализма по всему фронту (1927-1941)
- •5.4.1. Коллективизация (1928-1937)
- •15 В. Хуторской
- •5.4.2. Индустриализация (1927—1941)
- •5.4.3. Террор
- •5.5. Между мировыми войнами. Внешняя политика
5.4. Наступление социализма по всему фронту (1927-1941)
5.4.1. Коллективизация (1928-1937)
В 1927 г. ситуация в Советском Союзе и вокруг него резко обострилась. 27 мая Великобритания разорвала дипломатические отна-шения с СССР. 7 июня эмигрант Б.Коверда застрелил в Варшаве советского посла В.П.Войкова. Правительство СССР в своём заявлении расценило это убийство как звено в цепи единого антисоветского заговора. Последовала серия сообщений о будто бы предотвращённых чекистами терактах и диверсиях. 9 июня, в соответствии с постановлением коллегии ОГПУ, были расстреляны бывший член ЦК кадетской партии П.Д.Долгоруков и 19 бывших белых офицеров. Поползли слухи о грядущей войне. Об её угрозе публично заявили
Сталин и Бухарин. Люди бросились запасаться продуктами, возник ажиотажный спрос на муку и соль.
В то же время были значительно увеличены капиталовложения в промышленность, что потребовало дополнительной денежной эмиссии. Из продажи исчезли обувь и посуда. Дефицитные товары стали продаваться по спискам на предприятях или в особых магазинах, причём только членам кооперативов. Кроме того, в сентябре правительство снизило заготовительные цены на хлеб. Власти полагали, что крестьяне, никуда не денутся и всё равно будут сдавать зерно. Этот расчёт оказался глубоко ошибочным. Инфляция и растущий дефицит промышленных товаров лишили крестьян всякого стимула продавать хлеб. Его заготовки резко сократились.
В обстановке массового недовольства Политбюро в декабре приняло единодушное решение о проведении против крестьян «чрезвычайных мер», т.е. о принудительном изъятии у них зерна и денег. Идеологом новой аграрной политики выступил Бухарин — соправитель Сталина в 1925—1927 гг. В октябре на съезде московской профсоюзной организации Бухарин призвал «перейти к более форсированному наступлению на капиталистические элементы, в первую очередь на кулачество».
6 и 14 января 1928 г. в провинциальные партийные комитеты были направлены секретные директивы ЦК, требовавшие любой ценой повысить обьём хлебозаготовок. Заготавливать зерно были командированы десятки тысяч работников ОГПУ, милиции, партийных и.советских органов. Для руководства всей кампанией на места отправились члены Политбюро; Сталин, в частности, выехал в Сибирь. Кулаков подвергали самообложению, т.е. облагали дополнительным налогом в натуральной или денежной форме. Крестьянам навязывали облигации очередного займа. Без них не продавались товары, не выдавались документы, не регистрировались браки, не оказывалась медицинская помощь. Крестьян, у которых обнаруживались значительные запасы хлеба, арестовывали, у них конфисковывали не только зерно, но и скот, машины и инвентарь. За «мягкотелость» по отношению к крестьянам были сняты со своих постов многие партийные работники, многие председатели сельсоветов были отданы под суд.
Этот, по выражению Сталина, «зверский нажим» на деревню принёс свой результат: хлеб был собран, зерновой дефицит был почти ликвидирован. Пленум, состоявшийся в апреле, подвёл итоги хлебозаготовительной кампании. Делегаты говорили о том, что только
«экстраординарные меры» позволили избежать кризиса в снабжении городов и армии. И так же в унисон они твердили, что необходимо сделать всё для предотвращения подобной «чрезвычайщины» впредь. Однако Пленум потребовал выполнить план по сбору зерновых, превышающий фактический уровень предыдущего года. И на крестьян вновь обрушились чрезвычайные меры. Это привело к расколу в правящих кругах.
Н.И.Бухарин, А.И.Рыков - председатель Совнаркома, М.П.Том-ский - председатель Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС) выступили за прекращение реквизиций, и продолжение нэпа. Причины хлебного кризиса Бухарин видел не в пороках советской системы, а в просчётах руководства. К таковым он относил заниженные цены на хлеб, несвоевременный завоз товаров в деревню, низкий налог на кулака. Бухарин опасался, что продолжающийся натиск на крестьянство вызовет массовое сопротивление, способное смести Советскую власть. Методологически позиция Бухарина сводилась ко взглядам, выраженным Лениным в предсмертных статьях. Отбросив принципы военного коммунизма, Ленин сформулировал мирный план социалистического строительства. «Простой рост кооперации, — писал он, - для нас тожественен...с ростом социализма». «Центр тяжести» Ленин призвал перенести «на мирную организационную «культурную» работу» ([61],Т.45,С.375-376). И Бухарин доказывал, что социалистический уклад одолеет капиталистический в мирном соревновании, в условиях свободной конкуренции.
Сталин, его ближайшие соратники в Политбюро В.М.Молотов и Л.М.Каганович придерживались более реалистических взглядов. В эволюционный путь строительства социализма Сталин не верил. Идейная пропасть от Троцкого или Зиновьева его вовсе не отделяла. Сталин лишь не мог отдать им лавры могильщиков нэпа — это значило признать их первенство. Разбив же левых, Сталин вполне мог проводить их политику, не рискуя укреплением их позиций. Выступая 28 мая в Институте красной профессуры, Сталин объявил «грубейшей ошибкой» представление о том, что «наши хлебные затруднения являются случайностью, результатом лишь плохого планирования, результатом лишь ряда ошибок в деле хозяйственного сбалансирования».
Корень проблемы Сталин видел в сокращении производства товарного, т.е. идущего на продажу хлеба. В 1926-1927 гг. валовой сбор хлеба почти достиг довоенной величины, но товарный выпуск уступал довоенному вдвое. Сталин подчёркивал, что наиболее высокой товарностью обладает крупное хозяйство, независимо от формы его собственности, поскольку оно позволяет с максимальной эффективностью использовать машины, удобрения, научные достижения. В царской России львиную долю товарного хлеба давали помещичьи и кулацкие хозяйства. Из собираемых в помещичьих имениях 600 млн. пуд. на рынок шла почти половина — 47%. В кулацких хозяйствах собиралось 1900 млн. пуд., на рынок поступало чуть более трети — 34%. Середняки и бедники собирали столько хлеба, сколько помещики и кулаки, вместе взятые, - 2500 млн. пуд., но продавали лишь 14,7% этой этой величины.
После революции картина изменилась. Крупное хозяйство было экспроприировано. До войны, указывал Сталин, в России насчитывалось 15-16 миллионов крестьянских хозяйств, ныне — 24-25 миллионов. Доля середняков в валовом сборе хлебов повысилась до 85,3%, однако товарность таких хозяйств составляла лишь 11,2%. Более чем втрое, до 617 млн. пуд., уменьшилось валовое производство хлеба в кулацких хозяйствах и в полтора раза, до 20%, снизилась их товарность. Между тем товарность колхозов и совхозов находилась на уровне помещичьей - 47,2%, но в них производилось только 1,7% валового хлеба страны.
Выход Сталин видел «в переходе от индивидуального крестьянского хозяйства к коллективному». Колхозную, производственную кооперацию он провозгласил сутью ленинского кооперативного плана ([102],т. 11, с. 81-90). Это шло вразрез с господствовавшей ранее бухаринской трактовкой, согласно которой маршрут к социализму пролегал через кооперацию в обращении.
В дореволюционной России крестьяне жили впроголодь. После Октябрьской революции крестьяне получили земли помещиков и избавились от необходимости платить им арендную плату. Благосостояние деревни при нэпе повысилось. Цель Сталина, таким образом, заключалась в том чтобы создать полностью подчинённые государству колхозы и совхозы, у которых можно было бы изымать хлеб и иные продукты в определяемом властями количестве.
На Пленуме ЦК ВКП(б) в июле 1928 г. между сталинистами и бухаринцами вспыхнули жаркие споры. Но резолюция была выдержана в компромиссных тонах. В ней говорилось о необходимости проведения мероприятий, делающих ненужным применение чрезвычайных мер. В перечень таких мероприятий включалось и повышение цен на хлеб.
Со стороны могло показаться, что достигнутый компромисс более соответствует интересам бухаринцев. Так и расценили итоги Пленума сосланные левые оппозиционеры. Троцкий говорил, что
