
- •Введение
- •Изменения в эпидемиологии спида у детей и подростков
- •Пути передачи вич
- •Тестирование и диагностика
- •Развитие нейрокогнитивных функций
- •Антиретровирусная терапия и нейрокогнитивные функции
- •Взаимодействия лекарственных препаратов
- •Психологические проблемы, связанные со спидом
- •Психопатологическая симптоматика и соответствующие вмешательства
- •Лечение
- •Умение справляться с заболеванием
- •Семейносоциалыный контекст
- •Заключение
- •Спид как хроническое заболевание
- •Специфические для педиатрии опосредующие факторы и виды лечения
- •Компоненты эффективного психосоциального метода лечения
Лечение
Как и при других хронических заболеваниях, органические и психосоциальные факторы тесно взаимосвязаны и оказывают совокупное влияние на состояние пациентов. Например, у взрослого пациента, страдающего клинически выраженным СПИДом, аффективные расстройства могут усиливать соматические жалобы, поэтому необходимо назначать селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС) (Ferrando et al., 1997). У некоторых ВИЧинфицированных детей наблюдаются психические нарушения, такие, например, как аффективные расстройства, гиперкинетическое расстройство с дефицитом внимания, маниакальное состояние или психозы.
Перечисленные расстройства приводят к дистрессу, сопровождаются частыми соматическими жалобами, более высоким риском совершения самоубийства или нежеланием соблюдать режим лечения. Какой бы ни была этиология психических расстройств, пациентам можно оказать помощь, назначив психотропные препараты и применив соответствующие психиатрические подходы. Таким образом удается не только улучшить клиническую картину, но и повысить качество жизни пациентов.
Было показано, что селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (в частности, флуоксетин) уменьшают выраженность аффективных и соматических симптомов депрессии. В выборке 33 ВИЧинфицированных мужчин и женщин с клинически выраженным заболеванием на проведенное лечение положительно отреагировали 83% пациентов (Ferrando et al., 1997). В некоторых случаях взрослые ВИЧинфицированные пациенты, страдающие депрессией, одинаково хорошо поддаются лечению (по сравнению с контрольной группой лиц, получавших плацебо) трициклическими антидепрессантами, декстроамфетамином или тестостероном (Wagner, Rabkin & Rabkin, 1996).
Приведенные клинические данные, касающиеся взрослых пациентов, свидетельствуют о необходимости тщательного подбора лекарственных препаратов и психотерапевтических методов. Например, в группе взрослых когнитивнобихевиоральная психотерапия часто используется для лечения ситуационно обусловленной тревоги, а бензодиазепины могут эффективно уменьшить тревогу и устранить бессонницу, возникающие вследствие вирусной энцефалопатии либо лечения зидовудином (Fernandez & Levy, 1994).
Нам доступно не так уж много данных о лечении психических расстройств и соматических симптомов у детей и подростков, страдающих СПИДом. Вполне вероятно, что эффективное лечение пациентов этой подгруппы схоже с лечением аналогичных расстройств у лиц, не инфицированных ВИЧ. ВИЧинфицированные пациенты с явными нарушениями поведения нуждаются прежде всего в тщательной неврологической диагностике и пересмотре антиретровирусной терапии. Они более чувствительны к побочным эффектам психотропных препаратов и нуждаются в более низких, по сравнению с остальными, их дозировках.
В нескольких описаниях клинических случаев упоминаются лекарственные препараты для ВИЧинфицированных детей, у которых одновременно наблюдаются симптомы гиперкинетического расстройства с дефицитом внимания, депрессивного расстройства и хронического болевого расстройства. Cesena, Lee, Cebollero и Steingard (1995) описали клиническую картину у латиноамериканского мальчика, которому исполнилось 4,8 года. У него наблюдали внезапное развитие гиперкинетического расстройства с дефицитом внимания, которое не было связано с лечением зидовудином. Было проведено успешное лечение этого расстройства и бессонницы с использованием клонидина. Еще один пример. У 15летнего мальчика, страдающего гемофилией, развилась депрессия, которая оказалась резистентной к довольно высоким дозам имипрамина и лоразепама. Различные болеутоляющие средства не дали должного эффекта, и только с помощью метилфенидата (35 мг в сутки) удалось добиться «значительного улучшения». Боль является частым симптомом СПИДа. После устранения ее возможных органических причин и психических расстройств боль следует считать симптомом, заслуживающим самого пристального внимания (Schechter, 1993).
Например, Anand, Carmosino и Glatt (1993) приводят случай 18летнего юноши, страдающего СПИДом и выраженной раздражительностью, который после обширного, однако безрезультатного медицинского обследования избавился от боли в результате инъекций морфина. После постепенной отмены препарата боль больше не возвращалась.