Добавил:
dipplus.com.ua Написание контрольных, курсовых, дипломных работ, выполнение задач, тестов, бизнес-планов Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
BorbaKolonij.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
08.02.2020
Размер:
176.13 Кб
Скачать

Заключение.

Несмотря на классовую ограниченность, североамериканская война за независимость была выдающимся событием в ходе революционной борьбы капитализма с феодализмом и имела большое международное значение. Американские просветители XVIII века и передовые деятели североамериканской революции находились под сильным влиянием идей английской буржуазной революции XVII века и взглядов английских и французских просветителей XVIII века. Со своей стороны война американских колоний за независимость и выдвинутые в ее ходе идеи верховенства нации оказали влияние на подготовку буржуазных революций в Европе. В североамериканской войне за независимость участвовали в качестве добровольцев прогрессивно настроенные французские офицеры, например маркиз Лафайет, польский патриот, будущий предводитель восстания 1794 года в Польше Костюшко, английский революционер и буржуазный демократ Т. Пен, будущий социалист-утопист Сен-Симон и другие. К. Маркс писал, что "американская война XVIII столетия за независимость прозвучала набатным колоколом для европейской буржуазии..."1

Русские передовые писатели А.Н. Радищев и Н.Н. Новиков высоко ценили демократические, освободительные стремления североамериканского народа, проявившиеся в войне за независимость, но с негодованием осуждали рабство негров и власть крупного капитала в США. А.Н. Радищев гневно бичевал истребление индейцев, рабство и господство богатых над бедными в США.

С момента войны за независимость до доктрины монро

Наличие демократических традиций еще в колониальный период, проведение революции, которая не закончилась ни кровавым политическим террором, ни гражданской войной, дали американцам уверенность в своей исключительности перед европейскими нациями, в том, что они - избранный народ. Несмотря на это, Америка, однако, обосновывала свою исключительность тем, что режим демократии является наилучшим, и поддерживала появление демократических режимов в мире, а Война за независимость и принятие Декларации независимости сделало право народов на самоопределение одной из важнейших внешнеполитических установок. Опыт колониальных войн, ведшихся Англией против Франции и Испании после 1688 г. с перерывами до конца Семилетней войны, привел к пониманию того факта, что из-за споров в Европе Америка становится театром военных действий. В дальнейшем это послужило одной из причин самоизоляции США.трудом добрался до Бостона. Первое сражение Войны за независимость было удачным для патриотических сил.

После завершения Войны за независимость перед Соединенными Штатами встала проблема встраивания в международную систему. Специфический подход к международным делам, существовавший на протяжении первых полутора сотен лет американской истории, возник в первые годы существования республики как комбинация идеологического подхода и выражения собственных национальных интересов, сводившихся к необходимости защиты независимости. Этот период характеризуется обострением противостояния сил в Европе.

Войны революционной Франции и последовавшая за ними эпоха наполеоновских войн, охватившая Европу более чем на двадцать лет, не могли не затронуть и Соединенные Штаты. Несмотря на то, что Франция первой признала США и именно ее участие в Войне за независимость во многом сыграло решающую роль в победе, Соединенные Штаты заняли позицию нейтралитета, а после установления во Франции якобинской диктатуры возобладавшая в США пробританская позиция федералистов привела к заключению американо-английского договора Джея, что еще более усилило трения между США и Францией и привело к принятию актов об иностранцах и "необъявленной войне".

Америка продолжала занимать позицию нейтралитета и после прихода к власти Томаса Джефферсона. Во Франции в это время установилась диктатура Наполеона Бонапарта, и Джефферсон определил наполеоновские войны как конфликт между тираном морей и тираном суши, иными словами, стороны европейской битвы были, по его мнению, морально эквивалентны друг другу. Неприсоединение стало основным принципом внешней политики Соединенных Штатов. Джордж Вашингтон в прощальном обращении к нации 17 сентября 1796 г. заявил, что было бы неразумным "впутывать себя посредством искусственных связей в обычные хитросплетения этой (европейской) политики или в обычные комбинации и коллизии, проистекающие из внутриевропейских дружественных или враждебных отношений. Наша отъединенность и пребывание в отдалении требуют от нас и позволяют нам следовать иным курсом" . Нейтралитет США был связан, прежде всего, с неприятием господствующей в Европе системы равновесия сил. Американские администрации периода ранней республики отвергали силовые принципы ведения внешней политики. Американские политики были убеждены, что постоянные войны в Европе - следствие циничных методов управления государством.

Система равновесия сил основывалась на предпосылке, что гармония может возникнуть в результате конкуренции эгоистичных интересов. Американская политика строилась на осознании того факта, что государства должны действовать как партнеры, а идею противопоставления морали государств и морали людей отвергали.

Этой точки зрения придерживались практически все видные деятели раннего периода существования республики, за исключением Александра Гамильтона, который писал, что "примат нравственности в отношениях между нациями проявляется не в той степени, как в отношениях между индивидами…мероприятия правительства касаются миллионов живущих ныне и большинство из числа будущих поколений, тогда как последствия частных действий индивида обычно касаются лишь его одного или же ограниченного круга близких ему лиц" .

Американцы выступали против европейской системы ценностей, объясняя возникновение войн в Европе преобладанием институтов, отрицающих человеческое достоинство и свободу. Таким образом, представление, что мир зависит, прежде всего, от распространения демократических институтов, было заложено в основу внешнеполитической концепции США. Соединенные Штаты Америки отвергали возможность возникновения противоречия между проблемой выживания нации, ради спасения которой возможны любые действия, и проблемой моральной внешней политики. Америка, являясь по представлению отцов-основателей образцовой демократией и провозглашая, что принципом внешней политики должен стать образц отношений между людьми, оказалась перед выбором поведения на международной арене. Следует ли считать основной целью внешней политики активное содействие распространению институтов свободы, или Америка должна воздействовать лишь своим примером, отгородившись от пороков Старого света и не вмешиваясь в его дела?

Джефферсон и его преемники сделали выбор: "справедливое и прочное республиканское правительство" в США "будет вечным памятником и примером" для всех народов мира, Америка приветствовала создание демократических правительств, однако не предпринимала никаких действий в их поддержку.

Отвергая политику равновесия сил, присущую европейским державам, США умели, однако, воспользоваться плодами этой политики. В период противостояния основных европейских держав в ходе наполеоновских войн Соединенные Штаты начали проводить политику экспансии на континенте и стремились к сведению на нет влияния европейских государств. Отцы-основатели использовали положение дел в Европе для расширения влияния в регионе. В ходе англо-американской войны в 1814 г., когда войска Великобритании захватили Вашингтон и сожгли Белый Дом, Т. Джефферсон, еще не зная об отречении императора, писал, что "нашим интересам не может отвечать сведение всей Европы в единую монархию, […] даже если бы следствием этого стало затягивание нашей войны, я скорее согласился бы на это, нежели на то, чтобы вся мощь Европы сосредоточилась в одних руках" .

Но исключив себя из сферы международных отношений Европы, Соединенные Штаты Америки захотели исключить и "порочные" методы европейской силовой политики из Западного полушария, результатом чего стало провозглашение в президентском послании к Конгрессу США 2 декабря 1823 г. "доктрины Монро", ставшей первым документом, систематически излагавшим принципы поведения Соединенных Штатов на международной арене. Дж. К. Адамс сформулировал положение о том, что Америка больше не может служить объектом европейской колонизации, а угроза интервенции Священного союза дала повод для выдвижения второго принципа доктрины Монро - о недопустимости силового вмешательства стран Европы в дела Латинской Америки. "Доктрина Монро" объявляла о готовности США прибегнуть к войне для сохранения неприкосновенности Западного полушария. Распространение власти европейских держав "на любую частицу данного полушария", гласила эта доктрина, будет рассматриваться "как опасное для мира и нашей безопасности". "Доктрина Монро" оставалась важнейшим программным документом американской внешней политики на протяжении ста лет.

Для США после провозглашения независимости наиболее характерной чертою был новый, революционный подход к дипломатии и международным вопросам, в котором признавались такие права нации, как право на самоопределение, право на уважение мнения нации при проведении внешней политики, а также возможность подхода к проблематике отношений между государствами с морально-этической точки зрения. Это вызвало неприятие европейских подходов с их практикой равновесия сил. Желание сохранить американскую демократию, не вступая в контакт с Европой, привело к принятию доктрины Монро.

Таким образом, можно выделить 3 пласта, определяющие либеральный подход США к внешнеполитической проблематике. Первый - идеологический. Это - наличие укоренившихся в сознании максим, таких, как превосходство демократической формы правления, наличие естественных прав, в том числе и права нации на самоопределение, отказ от силового подхода во взаимоотношениях с государствами.

Второй пласт предполагает наличие национальных интересов. Используя и варьируя идеологию в соответствии с реальностями мира, США охраняли свои национальные интересы. Пример этого можно увидеть не только в экспансии на Запад, но и в доктрине Монро, которая в первоначальном варианте охраняла США от влияния европейских держав, но после того, как государство окрепло, послужила, в своей расширительной трактовке, оправданием экспансии.

Третий пласт предполагает, что при отрицании методов, присущих европейским державам, США использовали сложившуюся ситуацию в Европе для сохранения и расширения собственного влияния.

Преобладал, однако, именно идеологический пласт. Необходимость апеллировать к тем постулатам, которые были завещаны отцами-основателями, стояла перед любой администрацией.

Сочетание всех трех пластов с доминированием идеологического и является либеральной концепцией внешней политики, характерной для США того периода.

11

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]