Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Краеведение.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
501.76 Кб
Скачать

12 Век сохранил больше сведений письменности: надписи на разнообразных вещах, повести, грамоты князей, записи на бересте (Витебск), церковная и переводная литература.

Известные литераторы тех лет (12 в):

Кирилл Туровский – прекрасный писатель для своего времени, оратор, автор целого списка: 8 слов-сказаний, молитв-исповедей, повестей-притч о душе и теле или о слепом и хромом, 2 послания к Василию игумену Печерскому, 2 канона и около 30 исповедальных молитв, где главная особенность их это аллегоричность, иносказание.

Клемент Смолятич – церковный деятель, писатель и книжник. Родился в первой половине 12 ст. в Смоленске. Был монахом Зарубского монастыря возле Киева. Стал известным благодаря всесторонней образованности, редкой эрудиции, прекрасному литературному таланту. Он сторонник развития восточнославянской культуры, борец против преобладания в русской церкви греческого духовенства. К нам дошло только одно произведение К.Смолятича «Послание Фоме пресвитеру» в котором он опровергает выдвинутые против его обвинения в руководстве русской церковью, независимой от Византии.

Ефросинья Полоцкая, светское имя Предслава (1120? – 1173) - дочь полоцкого князя Георгия Всеславовича, младшего сына князя Всеслава Брачиславовича, она была представительницей христианско-просветительского движения в Полоцком княжестве 12 в. Постриглась в монахини и стала просветительницей полочан, создала школу переписчиков книг, была меценатом, была одним из первых путешественников, совершивших путешествие в Иерусалим. Стала первой женщиной этого периода, приписанной к лику святых. До нас дошел письменный источник- «Житие Ефросиньи Полоцкой» в котором звучит призыв овладевать знаниями, любить книгу, духовно усовершенствоваться, помогать людям, служить высшим моральным идеалам.

Авраамий Смоленский (Трудолюбивый) – церковный проповедник, книжник, родился в середине 12 в. в Смоленске в семье богатых родителей, у которых до него было 12 дочерей. Постигнув зрелого возраста, он отказался жениться и решил посвятить себя делу религиозного служения и просвещения. После смерти родителей, роздал все свое имущество монастырям, церквям и бедным, а сам пошел в монастырь. Биографические сведения о нем имеются в «Житии преподобного Авраамия Смоленского», которое около 1240г. написал его ученик Ефрем. В этом произведении А.Смоленский призывал людей духовно усовершенствоваться, придерживаться моральных принципов христианства, все время помнить о Боге, молиться день и ночь, чтобы не быть осужденным на суде Божьем.

Белорусские летописи относятся к 14 – 16 вв. и по своему содержанию делятся на краткие и пространные. - Краткие: Супрасльский, Уваровский, Познаньский, Никифоровский, Академический списки, Хроника о великих князьях литовских, Летопись Авраамки и другие возникли не ранее конца 14 в. и не позднее второй половины 15 в.

- Пространные: Летопись Быховца, списки Рачинского, Евреиновский, Румянцевский и некоторые отрывки из Патриаршего, «Летописец» Красинского и другие составлены в основном в 16 в.

В эти летописи включены разного рода предания, сказания, пословицы, описания многочисленных битв, феодальных междоусобиц, народных движений, событий дипломатического, торгового, культурного и религиозного характера, записи погодных явлений, стихийных бедствий.

В Баркулабовской летописи, автор, рассказывая о событиях, происходивших в конце 16 – первой половине 17 в. в Баркулабове, Могилеве, Витебске, Полоцке и смежных районах, подробно описывает материальное и хозяйственное положение, быт белорусских крестьян, приводит сведения об урожае, голодных годах, ценах на сельскохозяйственные продукты, освещает идейную борьбу, развернувшуюся на Беларуси между православными и католиками накануне Брестской унии 1569 г.

Некоторые данные по истории Беларуси 14 – 16 вв. можно узнать из записок, дневников и путевых заметок современников, а также иностранцев, проезжавших через Беларусь в столицу Русского государства Москву.

Имеется несколько письменных источников о белорусских курганах у австрийского посла – принца Даниилы фон Бухау, которые ехал в Москву в 1576 г., также путешественника Николая Варкоча – посланника римского цесаря, ехавшему в Москву в 1593 г. На вопрос, о виденных ими курганах, местные жители отвечали, что это древние «гробницы», которым несколько сот лет.

Народная память хранит свидетельства старых эпох и выделяет памятники старины, хранит сведения и о других древних памятных местах. В деревнях есть названия некоторых урочищ: Витовтовы, Баториевы, Ольгердовы дороги. Граф Н.П.Румянцев получил уведомление, что в имении Страплицы, под Полоцком крестьяне показывают огромной величины насыпи и лесом поросшие бугры, кои называют «Ольгердовой дорогой», а далее есть место, ведущее к огромным, окруженным болотом «древним окопам», которое «слывет у них «Князиевым мостом». При попытке раскопать один из этих бугров местный помещик Жаба нашел там несколько (судя по прилагаемому письму) разновременных вещей: каменные топоры, бердыш 17 в. и пр.

Следы той же «дороги», которая тянется в народном представлении с севера на восток, показывали Е. П.Тышкевичу, а позже П. М. Шпилевскому в Борисовском уезде, Д.Васильевскому – в Оршанском уезде. Любопытно, что следы этих «дорог» по свидетельствам местных жителей, находятся в непроходимых местах – лесах и болотах. Остатки этих «дорог» современными археологами не исследовались и окончательное слово о них еще впереди. Нужно заметить, что, судя по летописи, которой крестьянин знать не мог, именно Ольгерд всегда совершал свои походы через непроходимые места, чем обеспечивалась внезапность нападения.

Определенный интерес представляют «Дневник Люблинского сейма» 1569 г. и «Дневник Новогрудского подсудка Федора Евлашевского (1564-1604 гг.)», в которых зафиксированы записи переговоров между литовскими и польскими феодалами по вопросу унии Великого княжества Литовского с Королевством Польским, материалы, отражавшие борьбу белорусского народа против униатов и католиков, бытовые зарисовки из жизни служилой шляхты.

Из актовых материалов первостепенное значение для краеведов имеет архив ВКЛ «Литовская метрика» и Актовые книги княжества (1516-1831), документальные материалы комиссии литовской казны (1607-1799), Главного литовского трибунала – высшего судебного органа ВКЛ (1615-1811) и Главного литовского суда (1797- 1831). В них содержатся сведения, отражающие политическое, социально-экономическое и культурное развитие Беларуси с 16 и до конца 18 веков (законодательные акты, пожалования земельных владений и должностей, утверждения земельных сделок и завещательные распоряжения, судебные приговоры, разнообразные документы, связанные с арендным пользованием, выдачей денежных сумм, документы дипломатического характера – листы к иностранным правительствам, наставления и ответы послам, обязательства государств, публицистические, мемуарные, ораторские, художественные, народно-поэтические произведения).

Важными источниками по истории края являются жалованные грамоты (привилеи). Они выдавались великими князьями литовскими и королями Речи Посполитой церковным и светским феодалам на земельные владения, освобождения от уплаты налогов, открытие ярмарок и торгов в частновладельческих городах и местечках, на постройку новых городов и местечек с правом их заселения, на взимание пошлин и т.д. Городам Беларуси - Минску, Могилеву, Витебску, Полоцку, Бресту, Гродно, Слуцку, Пинску и др. предоставлялись привилеи на самоуправление по магдебургскому праву.

Большое значение для характеристики экономического и политического развития городов и отдельных территорий Беларуси имеют различные хозяйственные документы (ревизии, писцовые книги, инвентари), актовые книги городских магистратов, документы таможенного делопроизводства, материалы камеральных и экономических примечаний к типографическим картам, составленные офицерами Генерального штаба в связи с воссоединением Беларуси и России. Эти документы дают возможность определить количество дворов и населения в том или ином городе и деревне, положение сельского и городского населения, об их занятиях, вероисповедании, одежде, установить размер земельных наделов, число торговых лавок, цехов, мануфактур, объем выпускаемой ими продукции, состояние внутренней и внешней торговли, характер привозимых на рынок товаров, районы их производства и сбыта и т. д.

ТЕМА: М.СТРЫЙКОВСКИЙ И ЕГО «ХРОНИКА ПОЛЬСКАЯ, ЖМУДСКАЯ И ВСЕЙ РУСИ».

Талантливый историк польского и белорусского средневековья Матей Стрыйковский был первым, серьезно заинтересовавшимся древностями Беларуси и Литвы.

Матей Стрыйковский родился в Стрыкове в Мазовии, окончив Бжезинскую школу (1560), учился в Краковском университете, но прервал учебу и уехал в Литву (1565), по свидетельствам историка А.Рогова, чтобы участвовать в разгоревшейся войне с Россией. Восстановившись в университете в 1567 г., он окончил курс в 1569 и с 1570 г. служил в витебском гарнизоне, начальник которого взял у него готовившуюся к печати рукопись для прочтения, не вернул ее и издал под своим именем в 1578 г. Это был Александр Гваньини.

Трижды избежав плена в войне с русскими, Стрыйковский продолжал изучать польские хроники и русские летописи. В 1578 году он закончил первый вариант своей новой книги – «Хроника польская, жмудская и всей Руси». Вскоре он принял духовный сан, что открыло ему двери многих библиотек и собраний многих магнатов. Книга его была напечатана в 1582 г. Для ее создания Стрыйковский использовал много документальных источников, летописи, произведения античных историков. В «Хронике …» описывается политическая история Польши, ВКЛ и Руси.

Она отличается шириной освещения событий, выделяет проблемы происхождения славян, утверждает их единство, прославляет историческое прошлое восточнославянских народов и их героические дела.

В «Хронике…» довольно подробно изложена история ВКЛ от полулегендарного Полемона до времен Стефана Батория, помещены сведения о культуре Беларуси, ее памятниках археологии, архитектуры и живописи. Есть в «Хронике…» поэтические вставки об особенных событиях на Беларуси, а также авторские посвящения белоруско-литовским меценатам. Это произведение пользовалось большой популярностью на Беларуси, Украине и в Литве, было хорошо известно в России, где несколько раз переиздавалось. На белорусский язык «Хроника…» была переведена в конце 16 – начале 17 в. и стала основой «Хроники литовской и жамойтской». Позже к ней неоднократно обращались известные писатели (Н.Карамзин, А.Мицкевич). Во взглядах Стрыйковского соединялись средневековые и ренесансовые тенденции, общеславянский патриотизм с патриотизмом государственным и шлехетским.

О дальнейшей судьбе и деятельности М.Стрыйковского сведений нет.

Типичный представитель историографии 16-17 вв., М.Стрыйковский широко пользовался сказаниями народа, которые тут же пытался увязать с высказываниями Библии и авторитетнейших ученых древности. Он много занимался письменными источниками, летописями и, благодаря ему наука впервые узнала о белорусских и западнорусских летописях. Русским летописям он доверял больше, чем литовским, т.е. местным. «Мне кажется, что это достаточно верно, ибо старые летописцы соблюдали правду, - пишет он в одном месте, - литовские же летописцы «значительно ошибались в отношениях времени и самого события», - свидетельствует он в другом.

М. Стрыйковский много путешествовал по Беларуси, осматривал деревни, беседовал с населением, поэтому у него можно встретить много упоминаний о древних памятниках. От замка Гедруса на о. Кемонт «ныне едва видно городище, так как в древности, как и теперь в Литве, был обычай замки и города делать из дерева, почему следов древних памятников в тех краях столь мало видно, в противоположность тому, чего я сам насмотрелся в Греции и Италии…» Следы замка на о. Свирь «есть и сейчас - ибо замок, будучи деревянным, еще в древние времена пришел в негодность».

Есть место, где хронист красочно описывает крепость Каменец - Подольска, куда вошли литовцы, завоевав Подолию. «Тот город и замок ( в котором я сам бывал дважды) лежит от Хотина, валашского пограничного замка и от Днестра-реки за две мили, в прекрасной равнине, почти как корона, созданная божьей рукою, только бы захотели ее сохранить и небольшими средствами поправить…»

Разъезжая по Беларуси, ученый старательно изучал постройки Олгерда и собирал сведения о тех из них, которые не сохранились. «Литовские замки, - отмечает он, исчезли, так как построены очень давно и из-за частого разрушения… Еще и теперь очень много в Литве и в Жмуди мы видим городищ, которые являются явными признаками этих замков».

Описывает он и башню в Витебске, обращенную к Двине и соединяющую нижний каменный замок с верхним деревянным, и дополняет: «половина ее, отбитая и почти отрубленная Витовтом, стоит и поныне… Эти руины смотрел я сам, когда там нес полтора года службу в 1573 г.»

Возражая хронистам Я. Длугошу и М. Меховскому, сомневающимся о месте битв 1294 г. – у Троянова или Жукова, Стрыйковский сообщает, что эти места он посетил: Трояновское поле «ровное и песчаное» и он «своими глазами видел, как пахарь там выпахал шпоры, три древка от шестов, круглую булаву и несколько наконечников стрел деревянной выделки, разрушенных временем. Отсюда видно, заключал историк, что под Трояново, а не под Жуковом, Литва со своим князем Витенем эту победу одержала».

Хронист 16 в. М.Стрыйковский был первым, кто начал привлекать древние памятники как серьезный исторический источник и с помощью этих источников пытался объяснить некоторые не вполне ясные моменты в истории. Подобный подход в то отдаленное время был нов и важен для дальнейшего развития науки о древних памятниках.

ТЕМА: КОЛЛЕКЦИОНЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОДА РАДЗИВИЛЛОВ (16-18 в.). МУЗЕЙНЫЕ СОБРАНИЯ ХРАПТОВИЧЕЙ, ТЫЗЕНГАУЗОВ, ЧАРТОРЫЙСКИХ. МУЗЕЙНЫЙ КОМПЛЕКС ЧАПСКОГО.