- •1. А Жданов. Речь на съезде писателей.
- •2 Тематика пьесы
- •1. Пьеса Киршона «Рельсы гудят», в которой затронута тема вредительства, приобрела характер злободневной, так как момент ее постановки совпал с Шахтинским процессом.
- •3. Анализ (разбор) темы и проверка
- •1 Этот недостаток имеется, например, в «Мятеже», где кульминационный пункт падает га середину пьесы, что отяжеляет финал.
- •1. Цифры указывают, какое из пяти перечисленных намерений городничего кроется в его словах.
- •5. Выразительность диалога
- •1 Разрядкой отмечено то, что следовало бы оставить в диалоге, выбросив асе остальное (кроме ремарок, то есть, указаний, кто что делает.
- •1.Например, такие произведения эстрадного жанра, как райки, частушки, куплеты и т. П.
- •1 Слово «драма» употребляется и в другом, более широком Смысле, как вообще пьеса
- •3. Чисто фабульные жанры
- •1. Можно отметить трагикомедию как форму, сочетающею в себе черты трагедии и комедии.
- •2. Однако старинные водевили (например, «Соломенная шляпка» или «Лев Гурыч Синичкин») состояли из пяти актов. Водевиль из современной жизни «Вредный элемент» Шкваркина состоит из четырех актов.
- •1.Поэтому в типичной мелодраме обычно не внутренней борьбы.
- •1. Дальнейшая ступень мелодрамы — так называемый «детектив»— пьеса, в которой ведется «преследование» одного действующего лица другим.
- •2. При своем возникновении мелодрама была связана с музыкой, с пением. (Мелос—голос.)
1. Можно отметить трагикомедию как форму, сочетающею в себе черты трагедии и комедии.
2. Однако старинные водевили (например, «Соломенная шляпка» или «Лев Гурыч Синичкин») состояли из пяти актов. Водевиль из современной жизни «Вредный элемент» Шкваркина состоит из четырех актов.
Стр.117
шуточного содержания, в которую обычно, вводятся пляска и пение (злободневные куплеты), что приближает водевиль к оперетте.
СОБСТВЕННО ДРАМА
Трагедия и комедия возникли еще в греческом театре, а впоследствии были усвоены феодально-аристократическим театром нового времени (Англия, Испания, Франция).
Когда на историческую арену начала выходить буржуазия, то она выдвинула, в противовес аристократическим формам драмы, свою новую форму — «мещанскую» или «слезную», драму, изображавшую жизнь третьего сословия (буржуазии), жизнь простых и не «родовитых» людей. Отсюда и возникла та форма, которую мы называем собственно драмой или просто драмой (в отличие от трагедии и комедии, между которыми она занимает в известном смысле промежуточное положение).
Собственно драма есть изображение борьбы с трудно преодолимыми препятствиями, ведущейся нередко с большим ожесточением, и притом борьбы, которая может вестись как с идейными, так и с корыстными побуждениями.
Развязка драмы обычно неблагополучна, а если же и благополучна, то только до 'Некоторой степени. Физическая или гражданская смерть персонажа — нередкий финал драмы.
Герои драмы ведут борьбу с трудными препятствиями, но все же с такими, какие нередко встречаются в повседневной жизни. Понятно, что и сами они являются людьми более или менее обычного уровня или стоящими лишь несколько выше этого уровня.
Поскольку в драме борьба ведется с различными побуждениями, постольку герои ее могут
Стр. 118
вызывать у нас и сочувствие, <и ненависть, и отвращение, и т. п.
Общий характер драмы, а также и ее язык по сравнению с трагедией опять-таки гораздо больше приближаются к обычной жизни, к современности (хотя возможны, конечно, и драмы на исторические темы).
Можно различать героическую драму (события и действующие лица которой значительно подымаются «ад обычным уровнем, приближаясь к героям трагедии), драму бытовую (рисующую обычную повседневную жизнь), психологическую (с тщательной разработкой психологии действующих лиц), социальную (в которой центр внимания составляет не личная жизнь, а общественные явления) и т. д.
В качестве примеров назовем «Бедность не порок» Островского (чистая бытовая драма), «Гроза» (психологическая и бытовая драма с трагическим оттенком), «Ткачи» Гауптмана, а из современных — «Страх» Афиногенова, «Хлеб» Киршона и др. (социальная драма).
МЕЛОДРАМА
Мелодрама есть вид драматического произведения, отличающийся сильно развитой фабулой, содержащей ряд острых сценических положений, резких перемен счастья и несчастья в происходящей борьбе. Мелодрама (как и трагедия) не углубляется в быт. Она не разрабатывает с достаточной глубиной психологию действующих лиц1, сосредоточиваясь (в отличие от трагедии) главным образом на быстрой смене драматических положений. Эта погоня за остротой положения иногда приводит
