Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Реферат на тему.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
44.52 Кб
Скачать

Шествие метода

В работе де Рувера описаны книги десятков итальянских компаний, применявших различные варианты двойной бухгалтерии, в том числе и самого высокого уровня. Это свидетельствует о широком распространении двойной бухгалтерии в разных городах Северной Италии.

Непростой, но весьма интересной представляется попытка найти ответ на вопрос: каким образом двойная бухгалтерия, точнее, наиболее развитые её варианты, получили такое широкое распространение? На этот вопрос возможны два ответа. Один из них предполагает появление и развитие двойной бухгалтерии внутри одной из компаний, а затем передачу этой компанией другим своего опыта путём трансферта знаний. Второй вариант ответа состоит в том, что двойная бухгалтерия появилась и развивалась одновременно и независимо в нескольких компаниях. На наш взгляд, оба ответа в той или иной мере неудовлетворительны и порождают новые вопросы.

Де Рувер придерживается второго варианта: «До недавнего времени господствовало мнение, что двойная бухгалтерия зародилась в Генуе около 1340 г. и оттуда распространилась в другие торговые города Италии: Флоренцию, Милан, Венецию. Этой гипотезе нанесён чувствительный удар, и сейчас картина представляется более сложной. Сомнительно, чтобы одна лишь Генуя явилась колыбелью двойной бухгалтерии: Флоренция также может заявить свои претензии в этой области. Но гораздо более вероятно возникновение двойной бухгалтерии почти одновременно в нескольких итальянских торговых центрах» (де Рувер Р. Как возникла двойная бухгалтерия. М., 1958. С. 12).

Такая гипотеза представляется маловероятной. Достаточно вспомнить об уровне развития Европы XIII–XIV веков. Безусловно, уже начался подъём после «веков мрака» – росли города и оживилась торговля. Однако развития знаний и технологий ещё не наблюдалось. Все нововведения того времени – компас, порох, бумага, десятичная система исчисления, а позже книгопечатание – были заимствованы у арабов, индусов, китайцев. Остатки античной науки в то время сохранялись лишь в монастырях, обслуживая потребности богословия и духовенства.

Характеризуя роль науки в средневековой Европе, Дж. Бернал подчёркивает её ориентированность на христианскую религию: «Даже самые небольшие научные исследования того времени предпринимались почти исключительно для религиозных целей и представителями духовенства – священниками, монахами, или членами какого-либо ордена» (Цит. по: Поликарпов В. С. История науки и техники. М., 1999. С. 187).

В настоящее время распространён взгляд на Средневековье, как на эпоху совершенно бесплодную в научном отношении. Даже арифметика в это время находилась на начальном этапе развития: римские цифры по-прежнему предпочитали арабским, избегали применения отрицательных чисел, а операция деления была доступна лишь лучшим математикам и требовала от них ежедневных упражнений.

С учётом вышесказанного необъяснимым представляется сам факт появления в это время столь совершенной информационной технологии, на порядок превосходившей все прочие интеллектуальные достижения XIII–XV веков. И уже совсем невероятным видится предположение о появлении такой технологии одновременно и независимо в нескольких местах.

Много вопросов вызывает и первый вариант ответа. Для трансферта столь сложных технологий, как бухгалтерия Датини, явно недостаточно обмена идеями и устных консультаций. Напомню, что речь идёт о бухгалтерии почти современного уровня, для изучения которой в наше время требуется, помимо специального высшего образования, нескольких лет практической работы на предприятии с уже поставленным учётом, под руководством опытных специалистов. Необходимо учесть и то, что двойная бухгалтерия нуждается в весьма непростой и неоднозначной настройке на особенности предприятия, особенно если оно имеет несколько филиалов в разных странах и занимается несколькими видами деятельности.

Вряд ли трансферт столь сложных знаний был бы возможен без обстоятельных и хорошо написанных руководств, а также длительного, непосредственного участия передающей стороны в постановке учёта. Однако никаких свидетельств ни того, ни другого так и не найдено. Сомнение в возможности трансферта вызывает и то обстоятельство, что в средние века не принято было делиться знаниями с конкурентами. Профессиональные тайны тогда хранились очень строго, за разглашение их можно было поплатиться жизнью. Знатоки флорентийской бухгалтерии хранили свои знания в строгом секрете; об этом косвенно свидетельствуют некоторые выдержки из Трактата.

Таким образом, оба возможных варианта – и одновременное саморазвитие двойной бухгалтерии, и распространение её путём трансферта знаний, – вызывают серьёзные сомнения, требуют наличия таких условий и предпосылок, в существовании которых нельзя не усомниться. И все же, поскольку трансферт знаний быстрее и проще их саморазвития, он и представляется наиболее вероятным. В пользу его говорят сведения о широко распространённой в те времена практике преподавания двойной бухгалтерии.