Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1_Uchebnoe_posobie_-_gastro_obschaya_Trukhan_Vi...doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.15 Mб
Скачать

I. Надпеченочная:

1.Тромбоз печеночных вен (синдром Бадда-Киари, инвазия опухолью).

2. Обструкция нижней полой вены (мембрана в просвете нижней полой вены, инвазия опухолью).

3. Сердечные заболевания (констриктивный перикардит, выраженная трикуспидальная регургитация).

II. Внутрипеченочная:

1. Пресинусоидальная (затрагивает портальные венулы): врожденный фиброз печени, саркоидоз, хронический вирусный гепатит, первичный билиарный цирроз (на ранних стадиях), миелопролиферативные заболевания, нодулярная регенераторная гиперплазия, гепатопортальный склероз (идиопатическая портальная гипертензия), злокачественные новообразования, болезнь Вильсона, гемохроматоз, поликистоз печени, амилоидоз, шистосоматоз (наиболее частая причина портальной гипертензии в Африканском регионе), токсические вещества: медь, мышьяк, винилхлорид, 6 – меркаптопурин.

2. Синусоидальная (затрагивает синусоиды): все случаи цирроза, острый алкогольный гепатит, тяжелый вирусный гепатит, острая жировая печень беременных, интоксикация витамином А, системный мастоцитоз, печеночная пурпура, цитотоксичные лекарства.

3. Постсинусоидальная (затрагивает центральную вену): вено-окклюзионная болезнь, алкогольный центролобулярный гиалиновый склероз.

III. Подпеченочная: тромбоз воротной вены, кавернозная трансформация воротной вены, тромбоз селезеночной вены, висцеральная артериовенозная фистула, идиопатическая тропическая спленомегалия.

Основные принципы медикаментозной терапии портальной гипертензией описаны ниже в разделе «Цирроз печени».

Асцит представляет собой патологическое накопление жидкости в брюшной полости и выступает неотъемлемым симптомом декомпенсированного цирроза.

Кроме цирроза, причинами накопления асцитической жидкости при патологии печени могут быть острый алкогольный гепатит, синдром Бадда-Киари, гепатоцеллюлярная карцинома (ГЦК).

После установления факта наличия жидкости в брюшной полости необходимо выявить причину ее накопления, для чего применяется комплекс традиционных и специальных методов исследования.

Если асцит постепенно накапливается у больного с длительным анамнезом хронического заболевания печени, диагностических затруднений не возникает. Внезапно появившийся асцит неясной природы требует проведения дифференциальной диагностики между патологией печени, карциноматозом и туберкулезом брюшины, застойной сердечной недостаточностью и, в ряде случаев, редкими вариантами асцита (панкреатическим, лимфогенным, билиарным, нефротическим).

Важнейшим диагностическим методом служит парацентез с биохимическим и цитологическим исследованием асцитической жидкости.

Показания к выполнению диагностического парацентеза следующие: впервые выявленный асцит, симптомы инфицирования асцитической жидкости (боль в животе, лихорадка, лейкоцитоз, внезапное появление или усиление энцефалопатии или почечной недостаточности), подозрение на злокачественную опухоль.

В асцитической жидкости определяются: общий белок и альбумин, глюкоза, амилаза, триглицериды, билирубин, подсчитывается количество лейкоцитов и эритроцитов, осуществляется поиск атипичных клеток, проводится окраска бактерий по Граму и посев на микрофлору, в том числе анаэробную.

Основные принципы лечения асцита описаны ниже в разделе «Цирроз печени».

Печеночная энцефалопатия. Понятие печеночная энцефалопатия (ПЭ) охватывает весь спектр нервно-психических нарушений, развивающихся при печёночно-клеточной недостаточности и/или портосистемном шунтировании крови. Основными причинами, приводящими к развитию ПЭ, являются: острая печеночная недостаточность (ОПН), цирроз печени с / или без портосистемного шунтирования крови, портосистемное шунтирование крови при отсутствии цирроза печени.

ПЭ, ассоциированная с ОПН, характеризуется высокой летальностью – без трансплантации печени погибает около 80% больных. Однако у тех, кто выздоровел – прогноз благоприятный: в дальнейшем нет признаков хронического заболевания печени и ПЭ.

ПЭ при циррозе печени является наиболее тяжелым и прогностически неблагоприятным осложнением. У большинства больных ее развитие связано с действием разрешающих факторов, устранение которых приводит к уменьшению или полному исчезновению признаков ПЭ.

Клиническая картина. Степень выраженности нейропсихических симптомов ПЭ колеблется от первой - лёгкая ПЭ, до четвёртой – глубокая кома. Симптомы ПЭ определяются клинически и охватывают изменения сознания, интеллекта, поведения и нейромышечные нарушения.

Основным критерием для определения стадии ПЭ выступает состояние сознания. Остальная симптоматика имеет подчинённое значение.

В первой стадии ПЭ нарушается ритм сна: появляется сонливость днём и бессонница ночью.

Во второй стадии сонливость нарастает и переходит в летаргию.

В третьей стадии к вышеперечисленным симптомам присоединяется дезориентация во времени и пространстве, нарастает спутанность сознания.

Четвёртая стадия - собственно кома - характеризуется отсутствием сознания и реакции на болевые раздражители.

Выделенные четыре стадии ПЭ могут последовательно переходить одна в другую, при этом большинство симптомов, появившихся на более ранних стадиях, сохраняется и на следующих.

У больных циррозом развитие ПЭ наиболее часто (в 90% случаев) связано с действием разрешающих факторов. К ним относятся: желудочно-кишечное кровотечение (ЖКК), приём седативных препаратов и транквилизаторов, массивная диуретическая терапия, употребление алкоголя, инфекции, операция наложения портокавального анастомоза, избыточное употребление животных белков, хирургические вмешательства по поводу других заболеваний, парацентез с удалением большого количества асцитической жидкости.

Диагноз ПЭ ставится на основании имеющихся клинических симптомов ПЭ и клинико-лабораторных признаков нарушения функции печени.

Лечение ПЭ, особенно ее тяжелых форм, представляет собой трудную задачу. Несмотря на применение новых методов лечения, летальность составляет от 25% до 80% в зависимости от степени тяжести ПЭ.

В настоящее время в комплексное лечение ПЭ включены следующие мероприятия: идентификация и устранение разрешающих факторов, диета, медикаментозная терапия.

Диетические мероприятия направлены с одной стороны на ограничение поступления с пищей белка, что преследует цель уменьшить образование аммиака в толстой кишке и снизить степень гипераммониемии, а с другой - на обеспечение поступления с пищей достаточного количества калорий - не менее 1500 ккал/день, что приводит к снижению процессов катаболизма и соответственно – к снижению гипераммониемии. При тяжелой ПЭ суточное потребление белка снижают до 20-30г. После улучшения клинического состояния содержание белка в диете увеличивают каждые 3 дня на 10г. до ежедневного потребления, составляющего 1 г на 1 кг массы тела.

Медикаментозная терапия. Всю специфическую медикаментозную терапию при ПЭ, в зависимости от ее направленности, можно разделить на несколько групп.

Первая группа лекарственных препаратов направлена на снижение степени гипераммониемии.

Препаратом, уменьшающим образование аммиака в кишечнике, является лактулоза (дюфалак). Доза подбирается индивидуально и составляет от 30 до 120 мл в сутки. Оптимальными дозами считаются те, при назначении которых достигается мягкий стул 2-3 раза в сутки.

При невозможности использования препарата внутрь назначаются клизмы с лактулозой 2 раза в день (300 мл сиропа лактулозы разводятся 700 мл воды). При тяжелой ПЭ препарат применяют одновременно внутрь и в виде клизм. Побочные эффекты метеоризм и диарея возможны в начале лечения.

С целью уменьшения образования токсинов, в том числе и аммиака в толстой кишке, в лечении ПЭ используются антибиотики. В настоящее время в лечении ПЭ наиболее широко применяются ципрофлоксацин, метронидазол. Эффективность применения антибиотиков сходна с лактулозой.

Орнитин-аспартат (гепа-мерц) и орнитин-альфа-кетоглутарат усиливают обезвреживание аммиака в печени.

Натрия бензоат и натрия фенилацетат связывают аммиак в крови. В лечении ПЭ в настояшее время эти препараты используется редко.

Вторая группа лекарственных препаратов направлена на уменьшение тормозных процессов в ЦНС. К этой группе относится антагонист бензодиазепиновых рецепторов - флумазенил. Механизм его действия связан со снижением тормозных процессов в головном мозге. Уменьшение клинических симптомов ПЭ наступает через 1- 1,5 часа от начала внутривенного введения в дозе 0,4 - 1мг. и длится около 2 часов после отмены препарата. Отсутствие положительного эффекта при в/в вливании флумазенила считается неблагоприятным прогностическим признаком.

Третья группа средств, применяемых для лечения ПЭ, имеет различные механизмы действия. Применяются препараты аминокислот с разветвленной боковой цепью. Механизм их действия связан с нормализацией аминокислотного состава крови.

Положительный эффект применения цинка в качестве пищевой добавки при лечении ПЭ основан на снижении им активности перекисного окисления липидов и участия в метаболизме как кофактора многих ферментов, в том числе ферментов синтеза мочевины. Цинк может использоваться в качестве дополнения к основной терапии у больных с ПЭ.

У пациентов с тяжелой, прогрессирующей и резистентной к терапии ПЭ, а также у больных с фульминантной печеночной недостаточностью, единственным эффективным способом лечения служит трансплантация печени.

Эндокринные изменения чаще обнаруживаются у больных ЦП алкогольной этиологии в репродуктивном возрасте. В их число входят гипогонадизм, гинекомастия, гипоталамические расстройства (см. в разделе «Цирроз печени»).

При циррозе часто имеют место непереносимость глюкозы, гиперинсулинизм, резистентность к инсулину и гиперглюкагонемия.

Кожные и костные изменения: сосудистые звездочки, пальмарная эритема (печеночные ладони), малиновый язык (печеночный язык), белые ногти, пальцы в виде «барабанных палочек».

Появление сосудистых звездочек и пальмарной эритемы традиционно связывают с избытком эстрогенов, оказывающих дилатирующее действие на артериолы.

Гематологические нарушения. Болезни печени часто сопровождаются различными гематологическими нарушениями.

Нарушения свертывающей системы крови: дефицит свертывающих факторов II, VII, IX, X; изменение протромбинового времени (индекса); дисфибриногенемия; диссеминированная внутрисосудистая коагуляция. Клинически эти нарушения проявляются повышенной кровоточивостью (например, десен при чистке зубов) и наклонностью к кровотечениям (желудочно-кишечные, маточные и др.), геморрагическими высыпаниями на коже.

Анемия может быть связана с хроническим заболеванием печени самой по себе, с кровопотерей, гемолизом, супрессией костномозгового кроветворения.

Лейкопения и тромбоцитопения часто развиваются вследствие спленомегалии при портальной гипертензии.

Лейкоцитоз может отмечаться при алкогольном гепатите, холангите, опухолях печени, фульминантном гепатите.

Системные проявления наиболее характерны для хронического вирусного гепатита, аутоиммуного гепатита, первичного билиарного цирроза и первичного склерозирующего холангита (см. соответствующие разделы).

Нарушения функции почек и водно-электролитного баланса.

Электролитные изменения особенно часто наблюдаются при хронических заболеваниях печени, сопровождающихся асцитом: гипокалиемия, гипонатриемия. В результате различных метаболических и респираторных расстройств может развиваться алкалоз или ацидоз. Концентрация мочевины сыворотки крови часто снижена из-за нарушенного печеночного синтеза.

Почечная недостаточность при заболеваниях печени может развиваться:

  • при одновременном непосредственном влиянии причинного фактора на оба органа (например, отправление четыреххлористым углеродом);

  • при недостаточности кровообращения со сниженной почечной перфузией;

  • при наличии функциональной почечной недостаточности – гепаторенальный синдром (прогрессирующее поражение почек при молниеносном гепатите или декомпенсированном циррозе печени с асцитом).

Гемодинамические нарушения – гиперкинетический тип кровообращения и вазодилятация встречаются при всех формах печеночно-клеточной недостаточности, особенно выражены при декомпенсированных циррозах. Увеличен сердечный выброс, наблюдается тахикардия. Вследствие портальной гипертензии развивается гипердинамический тип циркуляции крови во внутренних органах.

При далеко зашедшей печеночной недостаточности часто появляется артериальная гипотензия, которая может способствовать развитию почечной дисфункции.

Лабораторная диагностика болезней печени.

В клинической практике именно измененные лабораторные показатели часто являются отправным пунктом для проведения дифференциального диагностиче­ского поиска и определения формы патологии печени.

Лабораторные показатели позволяют судить о тяжести патологического процесса в печени, прогнозировать течение заболевания, а также оценивать эффективность проводимой терапии.

Минимальные отклонения от нормы функциональных печеночных тестов не исключают наличие у пациента серьезной патологии, включая цирроз печени.

Первичное обследование пациента включает: общий анализ крови и мочи, сывороточные холестерин, общий белок и белко­вые фракции, АСАТ, АЛАТ, ЩФ, ГГТП, сывороточные иммуноглобулины, железо, группу крови, резус-фактор, амилазу крови, копрограмму, ана­лиз кала на скрытую кровь, гистологическое исследование биоптата печени (по показаниям), вирусные маркеры (HBsAg, НВеAg, антитела к вирусам гепатита Д и С), УЗИ печени, желч­ного пузыря, поджелудочной железы и селезенки.

В зависимости от предполагаемого диагноза и с целью исклю­чения других заболеваний нередко возникает необходимость исследовать в сыворотке крови содержание мочевой кислоты, меди, калия, натрия, антинуклеарные, антигладкомышечные, антимитохондриальныеидр. аутоантитела, альфа-фетопротеин, DNA (ДНК) вируса гепатита В и RNA (РНК) вируса гепатита С.

По показаниям проводят и другие исследования: ферритин и церулоплазмин в крови, медь в моче (24-часовая экскреция меди при подозрении на болезнь Коновалова-Вильсона), ток­сические вещества в крови, коагулограмму, ЭФГДС, чрезкожную биопсию печени, ЭРХПГ, компью­терную томографию.

Маркеры вирусного гепатита - см. раздел «Хронический вирусный гепатит».

Функциональные пробы печени.

1. Билирубин крови: определение уровня сывороточного билирубина, его прямой и непрямой фракций.

Определение билирубина в крови. Реакция Ван ден Берга основана на соедине­нии молекул билирубина и диазотированной сульфаниловой кислоты с образованием хромогенной пирролазы. Билирубин, реагирующий в течение 30 мин. в среде со спиртом (ус­коряющий агент), представляет собой весь (общий) билирубин сыворотки крови. Прямой билирубин сыворотки – это фракция, взаимодействующая с диазо-реа­гентом в водной среде в пределах 1-й минуты. Прямой сывороточный билирубин представляет собой фракцию конъюгированного билирубина. Непрямой (не­конъюгированный) билирубин сыворотки определяется путем вычитания из об­щего билирубина прямо реагирующей фракции.

Билирубин в моче – в норме отсутствует. Билирубинурия может служить ранним признаком заболеваний печени, например, при остром вирусном гепатите появляется раньше, чем желтуха.

Уробилиноген – в норме присутствует в моче в следовых количествах. Повышается при гемолизе, исчезает при билиарной обструкции.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]