Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Развитие социальных компетенций у старших дошко...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
969.73 Кб
Скачать

2.3.1. Краткое описание умения. Примеры, цели и ценности.

«Интервизия» означает «взгляд между». Это групповое совместное обсуждение специалистами «отдельного случая», то есть одного ребенка или одного конфликта, обсуждение, которое предполагает обмен мнениями, впечатлениями, при этом каждое из них аргументировано. Очень важно казаться от привычки выносить суждения самостоятельно. Если мы будем реалистичными, то поймем, что «смотреть» и «видеть» - не одно и то же. Так же, как «слушать» и «слышать». Философы заговорили об этом в начале 20 века, и это привело к появлению герменевтики, науки о понимании. Оно повлекло в том числе появление специальных практик, помогающих нам понимать друг друга и проверять правильность своего понимания. То, что я слышу и то, что сказано –не всегда совпадает. Каким бы опытным ни был психолог или педагог-воспитатель, его мнение должно быть предъявлено коллегам и стать только одним из мнений в общем кругу. В самом деле, зачем наблюдать и удивляться, если этим удивлением не с кем поделиться? Привычка коллективно обсуждать видеоматериалы и оформленные в соответствии с правилами протоколы открытого наблюдения может изменить профессиональную жизнь в ДОУ. Интервизия – не дополнение к многочисленным обязательствам педагогов, а центральное по важности событие дня. Как иначе сделать каждого ребенка «видимым»? Важно, что и взрослые участники интервизии, психолог, педагог, воспитатель, логопед тоже хотят, чтобы их увидели и мнение их услышали. Практика интервизий рождает у специалиста именно такое переживание: «меня услышали», «мои тревоги или радости разделили коллеги», «вместе мы найдем выход». Только в результате диалога разных впечатлений, разных позиций, можно получить полную картину. Каждый участник интервизии выигрывает, потому что учится проверять и перепроверять свои впечатления о увиденном. Удивительно, как часто технический персонал ДОУ: охранник дядя Петя, нянечка Вера Семеновна могут точно высказаться о данном ребенке, представить важные результаты собственных наблюдений за ним.

В этом коллективном профессиональном разговоре все равны, хотя следить за правилами обычно предлагают психологу как человеку более опытному в процедурах такого рода. Но отнюдь не всегда мнение психолога точнее мнения другого взрослого. Мы не ставим диагнозов. Интервизия построена на тех же принципах доверия ребенку. Часто мы собираемся, чтобы порадоваться и принять решение о корректировке или уже имеющегося психолого-педагогического плана действий (ПППД), или же понимаем, что для этого ребенка он должен быть нами разработан.

Когда план действий по отношению к ребенку разрабатывается в тесном кругу единомышленников, он и выполняется согласованно ими всеми. Поэтому создавать такой круг психологу и важно, и полезно.

Наблюдение позволяет получить впечатление о существе произошедшего или происходящего. Результатом наблюдения может быть очень скромная истина: «Леночка умеет глубоко переживать печаль, когда ее подруга по игре выбирает для игры другую девочку». Здесь вмешательство взрослого ограничивается тем, что он разделяет печальные чувства Лены, пропуская мимо ушей «сильные» слова о предательстве, всем своим видом показывая, что иногда хорошо бывает немного погрустить (Видеоприложение № 4 «Лена под столом говорит о предательстве»).

2.3.2. Правила организации интервизии

  1. Одна супервизия – один ребенок. На интервизии обсуждается «случай» - поведение и проблемы одного ребенка. Ошибка: обсуждать «типичную проблему», которая свойственна нескольким или всем детям.

  2. Любой сотрудник имеет право представить свою историю отношений с ребенком. На интервизии случай может быть представлен психологом, педагогом, воспитателем и даже техническим персоналом ДОУ.

  3. Критерий - нет ясности. Критерием того, подходит ли случай для интервизии, является чувство, что у педагога нет ясности в отношении данного ребенка, поэтому существует неуверенность по поводу своей педагогической стратегии. Реже критерием может быть, напротив, чувство удовлетворения изменениями, произошедшими с ребенком, но это критерий только для повторных представлений случая.

  4. Уложиться в час. Время для интервизии на одного ребенка – 1 час.

  5. Хотя бы три взгляда. Число участников интервизионной группы – не меньше 3, оптимально 4-5 человек. Ошибка: ограничиться обсуждением в паре.

  6. Достаточное количество материала. У всех участников должны быть подготовлены материалы наблюдений за этим ребенком. Условием является следующее: прежде чем говорить о ребенке, нужно иметь историю отношений с ним, которая насчитывает не один день и зафиксирована в протоколах наблюдений. В качестве протоколов наблюдений к интервизии принимаются три вида материалов: 1) протоколы МОН, не менее трех протоколов об одном ребенке; 2) протоколы наблюдения, выполненные по памяти, отсрочено; 3) видеоматериалы.

  7. Никогда не сгоряча. Проводить интервизию желательно в спокойной обстановке – никогда не на фоне актуально происходящего конфликта с тем ребенком, который является героем обсуждения.

  8. Правило конфиденциальности означает, что все участники знают: информация о ребенке не выносится за пределы группы: родителям, педагогам из других групп, администраторам. В случае представления на внешней профессиональной супервизии герой получает псевдоним.

  9. Не обсуждаем в кулуарах. Обсуждение не начинается вне группы, в телефонных разговорах, в парах и кулуарах. Это важно для сохранения принципа открытости и непредвзятости. Обсуждая что-то заранее, можно невольно сформировать предубеждение против ребенка.

  10. Место для интевизии должно позволять сесть в круг, быть защищенным и быть отделено от деятельности детей в группе.

Как же участники интервизии могут прийти к общему взгляду? Общая картина предлагаемого на групповое рассмотрение случая может быть получена принятым в методологии качественного подхода к исследованиям методом «конденсации смыслов». Для этого нам и необходимы материалы о ребенке в достаточном количестве. Далее эти материалы многократно просматриваются, в них обнаруживается некоторый повторяющийся смысл, который как бы начинает проявляться (конденсироваться) по типу гальтоновской фотографии. При этом мы помним, что обнаруженное существо дела может меняться, и скорее всего, обязательно изменится, потому что дети растут, а также потому что мы можем подталкивать (фасилитировать) изменения своими точными воздействиями.