Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
отчет иремель 13.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
191.32 Mб
Скачать

Хумай-птица

В давние-давние времена жили, говорят, старик и старуха. Родились у них два сына. Старуха вскоре умерла, оставив их в младенческом возрасте. Женился старик второй раз, и стали мальчики пасынками. Бедная была семья, еле сводила концы с концами. Каждое утро старик уходил в лес, приносил дрова и продавал соседям. Так и перебивались на этот скудный заработок.

Однажды старик нашел в лесу гнездо чудесной птицы Хумай-куш, лежали в нем яйца. Поставил старик перед гнездом силки. Потом взвалил на спину вязанку дров и поплелся домой. На другой день пришел обратно в лес и увидал, что птица попала в западню. Взял ее вместе с яйцами и отнес к себе в деревню.

Начала чудесная птица в доме старика высиживать яйца и выводить птенцов. Бросил старик прежний промысел, занялся продажей редкостных птиц. Новое дело оказалось выгодным, и старик стал зажиточным хозяином, сыновей послал на учебу.

Но недолго пользовался он своей удачей. Внезапно заболел и умер. Осталась жена без, мужа, но недолго горевала. Стала тайком встречаться с попом из соседней деревни. Тот как-то узнал, что старик оставил после себя волшебную птицу.

- Зарежь Хумай-птицу, накорми меня ее мозгом и сердцем, и я женюсь на тебе.

Больше ни о чем не думала эта вдова. Тут же зарезала эту птицу и положила в казан варить ее голову и сердце. Пока суп доваривался, побежала звать в гости попа. А в это время вернулись домой два брата. Увидали в казане сварившееся мясо, вынули его и начали есть. Старший съел сердце, младший - голову птицы.

Тут и старуха с попом домой пришла. Поставила перед гостем суп и давай его потчевать. Но сколько ни искала в казане голову и сердце птицы, так и не нашла. Заподозрила женщина неладное, позвала пасынков и давай их расспрашивать. Те не стали отпираться и сказали, что старший съел сердце, а младший - голову птицы. Разгневанная мачеха увезла пасынков далеко за горы и бросила там на растерзание диким зверям. Долго плутали они в дремучем лесу, пока не выбрались на незнакомую дорогу. И решили идти по ней, куда бы она ни повела. Но скоро дорога разделилась на две, одна - направо, другая - налево. Посидели братья на распутье, отдохнули и разошлись в разные стороны.

Старший как свернул направо, так и шел, пока не добрался до большого города. Постучался в домик на самой окраине. Там жили одни старик со старухой. Они, впустив его, принялись спрашивать, кто он такой, откуда родом, зачем пожаловал. Когда разузнали все, предложили ему:

- Останься тут, будешь нашим сыном.

Егет согласился и стал жить со стариками. Через несколько дней в городе поднялся шум-гам, все жители взбудоражились, словно пчелы в растревоженном улье или муравьи в куче,- потянулись на главную площадь. Егет отправился вместе со всеми туда - на майдан. Народу собралось тьма. Оказывается, люди пришли сюда, чтобы выбрать царя. Им должен был стать тот, на чье плечо сядет Хумай-куш.

Стоило егету появиться на майдане, как птица взлетела со своего места и села ему на плечо.

- Нечаянно выбрала птица этого чужеземца,- зароптали люди и поспешили согнать ее, чтобы взлетела второй раз.

Хумай-куш, взлетев опять, села на плечо егета и ее опять согнали оттуда. А когда и в третий раз птица села на плечо этого егета, весь майдан затих в изумлении. Пришлось выбрать молодого егета-чужеземца царем.

Тем временем младший брат, который отправился по левой дороге, дошел до поляны, на которой дрались между собою три молодца,- они никак не могли поделить между собой отцовское наследство: туфли, палку и шапку. Подошел егет к ним и спрашивает:

- Чего вы тузите друг друга? Те перестали драться и отвечают:

- Не можем поделить эти туфли, палку и шапку.

- А что вы в них нашли такого хорошего?- спрашивает их егет.

- Это ведь не простые вещи,- ответили они,- кто наденет шапку, станет невидимкой, а кто наденет туфли и коснется их вот этой железной палкой, полетит, куда захочет.

Тогда егет решился на хитрость и говорит:

- Оставьте ваши вещи здесь и ступайте на тот край поля, оттуда бегите сюда. Кто вернется первым, тот получит все вещи.

Пошли наследники-братья на край поля, чтобы бежать обратно наперегонки. Но не стал егет их дожидаться. Надел шапку, стал невидимкой, затем надел туфли и коснулся их палкой, мигом поднялся тогда в воздух и полетел.

Прилетел егет ко дворцу царь-девицы, опустился на землю. Вошел в палату, где она спала. Разбудил ее, не снимая шапки-невидимки. Проснулась царь-девица, посмотрела по сторонам недовольная тем, что кто-то смеет ее беспокоить. Ничего не заметив, снова заснула. Тогда егет опять разбудил ее и на этот раз предстал перед ней, сняв шапку-невидимку. Увидела перед собой молодого красивого егета царь-девица и сразу перестала сердиться.

Так понравились они друг другу, что вскоре поженились. Однажды жена-царица говорит:

- Хочу полететь на море и выкупаться.

- Ладно, полетим,- ответил муж и быстро доставил ее на далекий остров посреди моря.

Собрались купаться, а так как егет раньше ни разу не пробовал плавать в морской воде, он сказал:

- Первой в море заходи и плыви ты.

- Ты мужчина, ты плыви первый,- возразила жена. Егет залез в воду и поплыл. Проплыл сколько-то и оглянулся назад, но ни на воде, ни на берегу никого не увидел. Поплыл обратно на остров и убедился, что вместе с женой исчезли палка, туфли, шапка - все волшебные вещи.

Что же делать? Пришлось ему одному остаться жить на острове. Живет он так месяц, другой, а когда пошел третий месяц, кончились у.него припасы. Поголодал егет несколько дней и, не найдя на острове никакой еды, свалился без сил. Лежит он, ожидает смерти и вдруг видит, что на черный тополь сели три голубя. Сели и тут же заговорили между собой, не думая, что кто-то может понять и подслушать их разговор на птичьем языке. Но ведь не зря младший брат съел голову Хумай-птицы. С удивлением стал егет слушать, о чем разговаривают голуби. Первый щебечет:

- Стоит взмахнуть веткой, на которой сижу я, и тут же появится крылатый конь-тулпар.

- Стоит взмахнуть веткой, на которой сижу я, как появится железный мост через море,- говорит другой.

- Стоит трижды ударить кого-нибудь веткой, на которой сижу я,- говорит третий,- как тот превратится в осла.

Собрал егет последние силы, влез на тополь, отломал ветку, на которой сидел первый голубь, слегка взмахнул ею, и тотчас поднялась буря, взволновалось море и выскочил из воды, предстал перед ним чудесный конь-тулпар. Взмахнул веточкой, на которой сидел второй голубь, появился железный мост и соединил остров с землей. Отломил егет веточку, на которой сидел третий голубь, взобрался на прекрасного тулпара, и, как ветер, понесся по железному мосту к дворцу, где жила вероломная жена-царица. В мгновенье ока прибыл туда и зашел в ее комнату. Не успела царица опомниться, как егет трижды ударил ее засвистевшей от сильных взмахов тополиной веточкой и превратил в ослицу. Верхом на ослице поехал куда глаза глядят. На своем пути рубил дрова, грузил их на ослицу и продавал людям на базарах. Потом покинул эти места и отправился на своей ослице в другое царство. Поселился там и кормился с помощью ослицы, возившей разные грузы. Не вынесла она тяжелой работы, сильно похудела, стала болеть. Приплелась однажды к дворцу тамошнего царя, легла на землю обессиленная. Когда об этом доложили царю, тот приказал слугам:

- Найдите и приведите ко мне хозяина этого животного!

Доставили егета к царю, и тот глазам своим не поверил: перед ним стоял его родной брат. И царь тоже узнал своего брата. Радостная встреча братьев превратилась в большой праздник. Тогда егет трижды ударил веточкой свою ослицу, и она снова обрела облик молодой красивой женщины. И сыграли они новую свадьбу.

Хумай

Если счастья попросишь у птицы Хумай, —

Значит, людям себя без остатка отдай!

И предстанет тебе ясноглазая птица,

Мир земной распахнет пред тобою крыла,

И любовь, как звезда, над тобой возгорится,

И дорога предстанет чиста и светла.

Я — несущая счастье священная птица!

Только жаждущий счастья узнает меня,

Только тот, кто печалей земных не боится,

Будет счастливо жить, не утратив огня!

Если счастья попросишь у птицы Хумай, —

Значит, людям себя без остатка отдай!

* Перевод с башкирского Николая Грахова

Информаторами выступали старожилы и краеведы деревни Тюлюк.

Группа «Колоброд» выражает особую благодарность сотруднику природного парка «Иремель» Сергею Сиротину.

Помимо тюркских легенд и преданий не забываем и о славянских праздниках и поверьях. Дело в том, что в 2013 году период с 24 по 30 июня ознаменован «Русальной неделей» (также Троицкая неделя, Проводы русалок, Грязная неделя) — в народном календаре это Троицкая (начиная с Троицы), реже — предшествующая Троице неделя; местами период с Семика или Николина дня до Духова дня или Петровского заговенья (воскресенье после Троицы). Считалась временем пребывания на земле русалок, вышедших из воды после Вознесения. На Русальной неделе обычно совершались обряды, связанные с прощанием с весной: Вынос троицкой берёзки, «Проводы русалки», «Похороны Костромы», «Вождение коня», «Проводы весны».

Специальных «русальных игрищ» мы не устраиваем, но в первый же вечер слушаем небольшую лекцию руководителя об это празднике. Приведем ее здесь:

«Дни русальей недели таковы:

Понедельник: Духов ден,; «Богодухів день» (укр.), «Розигри» (укр.); Троица; Именины Земли, Земля именинница; Провожание русалок; Русальница, Иван-да-Марья, «Брэзжыны» (белор.).

Вторник: Проводы Русалок, Похороны русалки, Изгнание русалки, Вода именинница, День воды, Кострома, Проводы Весны, Родительский день, Скорбящая, Ярилин праздник, Семик,

Среда: Конец Зелёным святкам, Проводы русалок, Бураломы, Сухая среда.

Четверг: Русальская пасха, «Русалчин Великдень» (белорус.), «Русальний Великдень» (укр.), Кривой четверг (укр.), Русальный четверг (серб.).

Пятница: Игрище Ярилы.

Суббота: «Летнія Дзяды» (укр).

Воскресенье: Игрище Ярилы,, Строма, Развивание венков, Русальское воскресенье, Крапивное заговенье, День Всех Святых.

Русальная (Троицкая) неделя у южных и восточных славян является ядром всего троицко-купальско-петровского цикла. Она завершает весьма протяжённый период, связываемый в мифологии весеннего цикла с пребыванием на земле, среди живых, душ предков. В духовскую субботу отмечаются общие для всех православных славян поминки по умершим, символизирующие уход душ в места их вечного пристанища.

После этого в календаре восточных славян (особенно в украинско-белорусском регионе) наступает время «заложных» или «нечистых» покойников (главным образом умерших девушек и малолетних детей), появляющихся на земле с «того света» на короткий период Русальной недели. Именно этим внутренне мотивирован хрононим «Русалчин Великдень», означающий период временного воскресения русалок (ср. другое название русального четверга — Навская Троица, также имеющее поминальную семантику).

По завершении Русальной недели русалки покидают землю и возвращаются на «тот свет», что кое-где отмечается обрядом «проводов (удаления, изгнания) русалки». В иных местах русалки «возвращаются» на «тот свет» на Аграфену Купальницу или Февронию Русальницу.

На Семик женщины пели особую песню о Костроме и устраивали её «похороны», а также хоронили Ярило. В понедельник после Зелёной недели назывался Провожанием русалок. В этот день хороводы девочек и девушек с весёлыми песнями сходились с разных сторон города в назначенное место и пели и плясали около часа. В центре каждого такого хоровода стояла девушка и держала чучело, изображающее русалку. Затем остальные женщины начинали отнимать у девушки русалку, а отняв, разрывали на части и раскидывали в разные стороны. Считалось, что русалок проводили. После этого никто не пел и не плясал, а детям запрещалось играть в горелки и старинную игру уточки.

В некоторых местностях чествовали чучела «Семика и Семичихи». Их одевали в рубаху и сарафан соответственно, выносили в поле и устраивали рядом с ними трапезу и пляски, в ходе которых участники обряда — парни и девушки — должны были по очереди целовать чучела и друг друга. На ночь Семика и Семичиху оставляли в поле, а возвращаясь утром, спрашивали: «Как вы ночку провели, молодица с молодцом?». Увенчав головы чучел венками, их несли к реке, после чего раздирали и бросали в воду. В некоторых местностях (например, во Владимирской губернии) Семика и Семичиху изображали переодетые девушки или (реже) юноши, которые с ватагой детей и подростков обходили дома односельчан, выпрашивая дары. Обходы часто сопровождались песнями.

Ритуалы с чучелом и явно эротические элементы вообще семицкой обрядности призваны вызвать плодородие земли. В данный период это особенно важно, поскольку для земледельца конец весны и начало лета — критический и решающий момент: посев уже закончился, и рост хлеба полностью зависит от плодоносных сил земли. Ритуалы с чучелом, как показывают исследователи, являются проявлением не до конца сформировавшегося у славян культа умирающего и воскресающего бога, связанного с плодородием, природой и её сезонными изменениями.

Русалии - Важный цикл обрядов связан с «проводами русалок», «яичным заговеньем», «русальным заговеньем».

Проводы русалок, дарительниц влаги полям, производились в тот важный момент вегетации, когда завершилось формирование колосьев и на известный срок дожди были уже не нужны, с русалками можно было временно распроститься. Проводы русалок как обряд связаны с конями, с маскарадом, где один из парней рядится конем; на конях скачут во время праздника Купалы; иногда двое мужчин ведут лошадь в поле. Упоминаются в этнографических записях старики-русалыцики, водившие маскарадного коня.

Считалось, что большую часть года русалки проводят на дне реки или появляются на земле во время так называемой «Русальной недели».

Древние славяне отмечали, русалии на возвышенных местах водили хороводы, ряженые ходили; по деревне, распевая русальные песни.

Центром праздника был обряд похорон или проводов русалки. Его участники выбирали самую красивую девушку, украшали многочисленными венками и «гирляндами» зелени. Затем процессия проходила по деревне, ближе к вечеру участники выводили «русалку» за село, чаще всего на берег реки. Исполняя особые песни, с русалки снимали венки и гирлянды, бросали их в воду или в костёр (если поблизости не было реки).

После завершения обряда все разбегались, а бывшая русалка стремилась догнать и поймать одного из сопровождавших. Если она довила кого-либо, это считалось дурным предзнаменованием, предвещая будущую болезнь или смерть.

По преданию, во время Русальной недели русалок можно было увидеть вблизи рек, на цветущих полях, в рощах и, конечно же, на перекрестках дорог и на кладбищах. Рассказывали, что, во время танцев русалки исполняют обряд, связанный с защитой посевов. Они могли и наказать тех, кто пытался работать в праздник: вытоптать проросшие колосья, наслать неурожай, ливни, бури или засуху.

Встреча с русалкой обещала несметные богатства или оборачивалась несчастьем. Русалок следовало опасаться девушкам, а также детям. Считалось, что русалки могли увести ребенка в свой хоровод, защекотать или затанцевать до смерти. Поэтому во время Русальной недели детям и девушкам категорически запрещалось выходить в поле или на луг. Если во время Русальной недели (неделя после Троицы уже во время христианства) погибали или умирали дети, то говорили, что их забрали к себе русалки. Чтобы от них уберечься, надо было носить с собой резко пахнущие растения: полынь, хрен и чеснок.

Также это был праздник Вил и Марены, Влаги Земной, начинается с чествования предков, которых приглашают погостить в дом, разбрасывая по углам дома свежие березовые ветки.

Это также день памяти и общения с водными, луговыми и лесными навьями — русальими духами своего рода. Согласно преданиям, русалками и русалами становятся те, кто умер преждевременно, не став взрослым, или ушел из жизни добровольно.

Женщины проводят тайные обряды, оставляя хозяйство на мужчин иногда на всю неделю. А имеющие детей оставляют для русальих деток в поле или на ветвях у источников старую одежку своих детей, рушники, полотна. Надо задобрить русальих духов, чтобы не приставали к детям и другим родичам, чтобы способствовали плодородию наших полей, лугов и лесов, напоили их соками Земли.

По преданию, во время Русальной недели русалок можно было увидеть вблизи рек, на цветущих полях, в рощах и, конечно же, на перекрестках дорог и на кладбищах. Рассказывали, что, во время танцев русалки исполняют обряд, связанный с защитой посевов. Они могли и наказать тех, кто пытался работать в праздник: вытоптать проросшие колосья, наслать неурожай, ливни, бури или засух».

У участников экспедиции естественно возникли вопросы: встречал ли руководитель группы русалок и верит ли он в их существование.

Отвечу так: свое личное мнение по этому вопросу позволю здесь не приводить, но во время своих путешествий по северо-западу России (Ладожское озеро, Онежское озеро, Карелия), мне неоднократно доводилось беседовать с людьми, которые будучи в здравом уме и трезвой памяти, утверждали, что «имели знакомство», контакты, встречи с этими любопытными существами и уж во всяком случае, слышали о них от своих бабушек, дедушек, родных, местных жителей.