
- •Евреи местчка Желудок
- •Начало войны в Желудке
- •Расстрел евреев в Желудке 9 мая 1942 года.
- •Встречи после войны
- •Отдельные судьбы
- •Мирон Мордухович
- •Фото 3 (Мордухови и дочь)
- •Ася (Эся) Борисовна (Берловна) Федорова-Виршубская, 1927 (?) - 2011
- •Эшель Завилович Деревянский
- •Нахум Шифманович
- •Шейна Сорочкин
- •Заключение
Отдельные судьбы
По свидетельству Мирона Мордуховича, после войны в живых осталось 70 жителей Желудка, в октябре 2011 года их было только 8 человек.
Кроме нескольких имен, названных жителями поселка, мы нигде не встречали упоминаний всех жертв – на на памятнике на месте расстрела, ни в Поссовете.
Во время встречи с председателеи Поссовета Геннадием Ивановичем Цывинским, и сотрудницей Инфоцентра Таисой Владимировной Трукшиной мы спросили, существует ли полный список погибших – есть ли такой список, известны ли имена всех расстрелянных. Геннадий Иванович сказал, что такой список у него был, и он мог бы его найти и предоставить нам. Пока мы разговаривали с Геннадием Ивановичем, Таиса Владимировна действиетльно нашла этот список, а так же копию страниц книги « Память. Щучинский район» со списком погибших.
Этот список состоит из 19 страниц, он написан от руки на листах формата А4 в клеточку, это копия, оригинал найти не удалось. Автор списка нам не известен – по предположению Геннадия Ивановича, это могла быть прежний секретарь Поссовета Елена Владимировна Прудило, жительница Желудка, встретиться с которой мы не смогли.
В списке перечислены 430 фамилий евреев Желудка, и 76 фамилий евреев из Орли. Эти цифры являются только порядковыми номерами списка, и не указывают точное количество погибших, поскольку в списке встречаются 3 разных формы записи:
«6. Ольштейн Хаим, жена Маня и сын Изя», т.е. под одним номером в списке значатся 3 человека, их нужно было бы учитывать отдельно
«13. Индерштейн Лейзер, жена Лея и дети», т.е. возможно определить 2 взрослых человек – и неизвестное количество детей.
«9. Ольштейн Сара с семьей»14 - в списке назван один человек, сколько членов семьи было в семье, взрослые это или дети – исходя и\з списка определить невозможно.
В книге «Память. Щучинский район» указано, что 2000 евреев были расстреляны на юго-восточной окраине поселка.15
В процессе описания и исследования старого еврейского кладбища в июле 2012 года на кладбище были обнаружены могилы предков расстрелянных евреев.
Этот список может быть использован, в частности, при создании нового памятника на могиле – возможно, на памятнике могли бы быть перечислены имена всех погибших. В данный момент, по свидетельству Г.И. Цивинского, это требует дополнительных разрешений и согласований: все памятники на местах воинских и военных захоронений в Белоруссии имеют стандартную форму, которая не предполагает нанесение имен погибших.
Несколько бывших жителей Желудка, информацию о которых удалось найти, представлены более подробно в этой статье.
Мирон Мордухович
О Мироне Мордуховиче нам рассказала учительница Желудокской школы Галина, она слышала о нем на встрече родственников погибших в Желудке 9 мая.
По окончании полевой школы в Желудке в июле 2012 года, основываясь на данных , поученных в Желудке, удалось разыскать Мирона Владимировича и сделать с ним интеревью. Он рассказал о себе, многих жителеях Желудка, об их жизни после войны, и о самом местечке Желудок. Он написал книгу для своих родственников о местечке и, будучи архитектором, сделал к ней точные чертежи, схемы, описания домов и план местечка.
М
ирон
Владимирович (Меер Вольфович (Велвлович))
Мордухович (на фотографии
с дочерью Маргаритой, 2000 гг.)