32

Электрические станции, 2001, ¹ 5

 

 

 

 

Соревнование операторов КТЦ Мосэнерго

Ремезов А. Н., Ломакин Б. В., кандидаты техн. наук, Крайнов В. К., èíæ., Рубашкин А. С., êàíä. òåõí. íàóê,

Шамко В. Н., èíæ.

АО Мосэнерго – ТЭЦ-26 АО Мосэнерго – Центрэнерго – ЗАО “Тренажеры для электростанций”

С 21 по 24 ноября 2000 г. на ТЭЦ-26 Мосэнерго проводилось плановое системное соревнование комплексных бригад оперативного персонала блочных ТЭС АО Мосэнерго. Основной этап со­ ревнований – конкурс профессионального мастер­ ства оперативных бригад КТЦ – проводился на компьютерном тренажерном полигоне, предостав­ ленном для этой цели руководством Центрэнерго. Полигон обеспечивает возможность параллельной

èнезависимой работы трех соревнующихся бри­ гад. На полигоне были реализованы тренажер бло­ ка СКД с котлом ТГМП-314 и турбиной К-300-240

èего модификация с турбиной Т-250 300-240. Тренажер сертифицирован Департаментом Гене­ ральной инспекции по эксплуатации электриче­ ских станций и сетей РАО “ЕЭС России”, как соот­ ветствующий “Нормам годности программных средств подготовки персонала энергетики”.

Команды ТЭЦ-21, ТЭЦ-22, ТЭЦ-23, ТЭЦ-25 и ТЭЦ-26 работали на тренажере блока с турбиной

Т-250 300-240, команды ГРЭС-4, ГРЭС-5 и ГРЭС-24

– на тренажере блока с турбиной К-300-240. Техническую поддержку соревнований обеспе­

чивала фирма – разработчик полигона: ЗАО “Тренажеры для электростанций”.

Каждая команда включала начальника смены КТЦ и двух операторов. Программа соревнований предусматривала выполнение каждой командой трех тестов: пуск блока из горячего состояния (на опыт отводилось 3 ч), работу в течение 2 ч по сложному диспетчерскому графику, локализацию частичного отказа (на опыт отводился 1 ч).

Все команды выполняли пуск из одного и того же исходного состояния. Чтобы дать командам возможность выполнить пуск за 3 ч, в исходном состоянии уже был требуемый вакуум в конденса­ торе, были включены в работу эжекторы и подан пар на уплотнения турбины. Все команды должны были выполнять пуск в строгом соответствии с действующими РД, в частности, с обязательным предварительным расхолаживанием встроенных сепараторов.

Исходное состояние для работы по диспетчер­ скому графику и сам график нагрузки также были идентичны для всех: в исходном состоянии на­ грузка составляла 160 МВт, были отключены ПВД, в работе находился питательный электрона­ сос. В ходе работы, поддерживая заданную пере­ менную нагрузку, команды должны были перейти

с электронасоса на турбонасос и включить в рабо­ ту ПВД. Команды, работавшие на блоке с турби­ ной Т-250, кроме графика электрической нагрузки, должны были поддерживать и график тепловой нагрузки. Чтобы уравнять сложность задания командам, работающим на блоке с турбиной К-300, было предложено, начиная с определенного мо­ мента времени, ограничить подачу газа на котел и частично заместить его мазутом (т.е. перейти на совместное сжигание газа и мазута примерно в равных долях).

Перед началом опыта по локализации частич­ ного отказа (отлючение дымососа, отключение ду­ тьевого вентилятора, отключение ПТН с последу­ ющим включением по АВР ПЭН, обрыв регулиру­ ющих клапанов турбины и др.) каждая команда тянула жребий с номером отказа (из семи возможных), причем она не знала, какой именно отказ скрывается за этим номером, и в какой момент от начала опыта он произойдет. Этот опыт операторы энергоблока начинали без начальника смены и могли пригласить его только после диагностирова­ ния отказа.

Действие команд во всех опытах оценивалось специальной программой, входящей в состав тре­ нажера. Программа оценки учитывала более 100 возможных ошибочных и некачественных дейст­ вий персонала и начисляла за них штрафные очки. Следует отметить, что критерии ошибочности были смягчены по сравнению с действующими РД. Например, при превышении допустимых ско­ ростей набора нагрузки, прогрева паропроводов и стопорных клапанов и др., штрафные очки начи­ нали начисляться при значении скоростей на 20 – 30% выше предельных значений, разрешаемых РД.

Та же программа вычисляла количество израс­ ходованного топлива, потери конденсата, средне­ интегральное отклонение нагрузки от заданного

графика (при этом отклонения в пределах 3 МВт не учитывались) и начисляла штрафные очки за превышение этих показателей по сравнению с эталонными значениями. Применение автоматиче­ ской оценки позволило сделать судейство абсо­ лютно объективным. Беспристрастность оценок ни у одного из участников не вызвала сомнений.

Соревнованиям предшествовал период, в тече­ ние которого все команды прошли недельную ста­ жировку на тренажере. Кроме того, всем командам

Электрические станции, 2001, ¹ 5

33

 

 

 

 

была предоставлена возможность непосредствен­ но перед соревнованиями пройти еще один день стажировки. Первоначально предполагалось, что назначением стажировки является ознакомление участников соревнований с тренажером и с прие­ мами и способами работы на нем. Однако в дейст­ вительности стажировка оказалась серьезным эта­ пом техучебы и повышения профессионального мастерства. Выяснилось, что у большинства уча­ стников нет реального опыта пуска энергоблока из горячего состояния с предварительным расхола­ живанием встроенных сепараторов. Поэтому нача­ льная стадия пуска котла вызывала практически у всех стажирующихся команд серьезные трудно­ сти. Наиболее распространенная ошибка заключа­ лась в следующем: в процессе расхолаживания се­ параторов команда упускала температуру среды перед ВЗ с исходных 350°С до 280 – 300°С, в резу­ льтате чего паросодержание поступающей в сепараторы среды оказывалось низким. В дальнейшем после розжига, подачи в топку определенного ин­ струкцией для горячего пуска расхода топлива и открытия задвижек D-3 оказывалось, что поступа­ ющего из сепараторов расхода пара недостаточно для охлаждения перегревателя при таком расходе топлива, в результате недопустимо возрастала температура металла ширм. Попытки же испра­ вить положение прикрытием клапана D-2 приво­ дили не к увеличению расхода пара (который сепараторы просто не могли обеспечить), а к забросу в ширмы воды.

Работа на тренажере помогла участникам разо­ браться и понять, что в подобной ситуации (когда температура перед ВЗ снизилась до 300°С и ниже) надо на начальной стадии пуска устанавливать расход топлива, меньший, чем это рекомендуется пусковой инструкцией для температуры перед В3 на уровне 350°С.

Проведя на тренажере во время стажировки по пять – шесть пусков, команды практически полно­ стью освоили эту технологию. Показательно, что во время самих соревнований все команды удов­ летворительно справились с этой сложной стадией пуска.

Общий уровень профессионального мастерст­ ва, продемонстрированный командами, следует оценить как весьма высокий. Все команды справи­ лись с предложенными заданиями (неудача команды ТЭЦ-22 при выполнении диспетчерского гра­ фика говорит не о недостатке профессионального мастерства, а скорее, о том, что команда не справи­ лась с психологическим напряжением соревнова­

ний). Показательно, что ни один опыт не был пре­ кращен досрочно, ни в одном опыте (даже в опытах по локализации частичных отказов) действия персонала не привели к срабатыванию защит, останавливающих блок.

В то же время необходимо отметить некоторые ошибки, которые допускали все или большинство команд. Ни одна из команд не избежала штрафов за превышение допустимой скорости набора на­ грузки при пуске, в том числе команды, лучше других выполнившие пуск (ТЭЦ-26 и 25). Только одна команда (ТЭЦ-21) не имела штрафа по этому показателю при выполнении диспетчерского гра­ фика – команда лучше всех провела этот опыт, имела минимальные отклонения от заданной дис­ петчерским графиком нагрузки и поэтому обошлась без форсировки.

Такое единодушие в нарушении РД именно в этом пункте с очевидностью свидетельствует, что он не является приоритетным для оперативного персонала; возможно, требования диспетчеров об изменении нагрузки, которые зачастую не учитывают подобных ограничений, имеют для оператив­ ного персонала больший вес.

Другой распространенной ошибкой, за кото­ рую получили штрафные баллы пять команд из восьми, было превышение допустимой скорости прогрева главных паропроводов. Три команды по­ лучили штрафы за превышение допустимой ско­ рости прогрева паровпуска ЦВД. Половина команд допустила превышение предельно допус­ тимой скорости повышения температуры питате­ льной воды при подключении ПВД во время работы по диспетчерскому графику.

Команда ТЭЦ-25 лучше провела расхолажива­ ние встроенных сепараторов и начальную часть прогрева паропроводов, но на заключительной фазе менее плавно набирала нагрузку, за что и по­ лучила дополнительные штрафные очки (по ско­ рости набора нагрузки).

Обращает на себя внимание тот факт, что наи­ более характерные ошибки, допущенные большинством команд, относятся к числу тех, негативные последствия которых не проявляются сразу, но, накапливаясь, приводят к повреждениям обо­ рудования через некоторое время. О напряженно­ сти борьбы на этом этапе соревнований говорит тот факт, что две лучшие на этом этапе команды (ТЭЦ-26 и ТЭЦ-25) разделило всего одно очко: 5654 очка и 5653 очка соответственно из возможных 6000.

Соседние файлы в папке Электрические станции 2001 г