Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекция №1 по Экспертизе для маг..doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
132.61 Кб
Скачать

Этико-юридические принципы кгэ

Как деятельность, оказывающая влия­ние на управленческие и судебные решения, имеющие следствия для большого числа людей, КГЭ, несмотря на большую роль в ней субъективности и личной ответственности эксперта, должна подчиняться строгой системе этических и юридических принципов. Этические и юридические регуляторы КГЭ, как и других видов человеческой деятельности, имеют сходную природу и различаются лишь тем, что нарушение принципов, сфор­мулированных на языке юридических норм, влечет за собой правовые санкции (административную, граждан­скую или уголовную ответственность), а нарушение этических норм - лишь моральные санкции (или исключение из общественной организации, если это пре­дусмотрено ее уставом).

В сфере судебной экспертизы, правовое регулирова­ние которой лучше всего проработано, выделяется три группы этико-юридических принци­пов.

1. Соблюдение законности, соблюдение прав и свобод человека и гражданина при производстве экспертизы. Этот принцип носит конституционный характер и состоит в приоритетности соблюдения норм Конституции и других законов по отношению к выполнению эксперт­ных задач. В частности, при экспертном исследовании проектов и программ, касающихся конкретных граждан, эксперт должен неукоснительно соблюдать равноправие граждан, право на неприкосновенность частной жизни, личную, семейную, врачебную, нотариальную, коммерческую и т.п. тайны. При производстве гуманитарной экспертизы в негосударственной эксперт­ной организации целесообразно в уставе закрепить обя­занность эксперта не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с проведением конкретной экс­пертизы (за исключением случаев, предусмотренных за­коном).

2. Независимость эксперта. Этот принцип означает, что при проведении гуманитарной экспертизы эксперт не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначившего экспертизу, а также от других лиц и организаций, заинтересованных в исходе экспертизы. Эксперт должен давать заключение, основываясь на ре­зультатах собственных исследований в соответствии со сво­ими специальными знаниями. Эксперт всегда несет лич­ную ответственность за данное им заключение. Из этого принципа следует множество практических выводов. В частности, эксперт не может находиться в служебной, род­ственной, финансовой или иной зависимости от лиц или органов, назначивших экспертизу или заинтересованных в ее исходе. Он не может зависеть и от других экспертов - коллег или лиц, участвующих с ним в конкретной комис­сионной экспертизе. Каждый эксперт в составе комиссии сохраняет свою независимость, а в случае разногласий меж­ду экспертами каждый из них или эксперт, несогласный с остальными, должен давать отдельное заключение. Оче­видно, что в системе государственной экспертизы это требование выполнимо лишь относительно, поскольку эксперт - государственный служащий не может рассмат­риваться как полностью независимый от государственных организаций и системы власти, даже при различии ведом­ственной принадлежности.

3. Объективность исследований. Данный принцип, во-первых, диктует эксперту проведение исследования и формулирование выводов строго на научной (теоретичес­ки и методологической) основе, соответствующей со­временному уровню развития области, в которой он обладает специальными знаниями. Экспертные выводы должны строго вытекать из результатов исследования. Во-вторых, принцип объективности раскрывается через требование беспристрастности эксперта - он не должен быть заинтересован в каком-либо определенном исходе. Объективность экспертизы является следствием ее субъективности - опоры высококвалифицированного эксперта на свое индивидуальное знание и видение ситуации, отличающееся от знания и видения большинства людей.

К числу других этических и юридических принципов, которые должны быть положены в основу методологии гуманитарной экспертизы, относятся принцип «не навреди», принцип соблюдения профессиональной тайны, принцип «права на ошибку» там, где в отсутствие достоверных знаний эксперты могут опираться только на свой профессиональный опыт и интуицию. Даже самый ква­лифицированный эксперт может ошибиться и имеет право на ошибку.