Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИГПЗС. Ответы 2.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
137.83 Кб
Скачать

Вопрос 2. Источники римского права. Особенности и виды.

Источники римского права распределялись по нескольким крупным областям и способам правового общения и регулирования: право квиритское (цивильное, оно же право римских граждан), преторское право, право народов, естественное право, право обычное, а также право божественное (последнее обозначалось не словом "ius" — право, а словом "fas" — угодное

18 богам обыкновение, заповедь).

Все римские магистраты (должностные лица) имели империум — высшую публичную и военную власть, включавшую полно­мочия устанавливать общие правила поведения и издавать соответ­ствующие эдикты. В обсуждении соотношения права публичного и права частно­го общеупотребительным является мнение и дефиниция Ульпиа-на: "Публичное право (publicum ius) есть то, которое относится к состоянию дел в римской общине (государстве); частное (privatum ius) —которое относится к пользе отдельных лиц" (Д. 1.1.1.2). Объектами регулирования публичного права являются "святыни, жрецы, магистраты", а также дороги, речные пути, земля обще­ственного фонда и др. Кроме того, со временем к публичному праву стали относить все установления и правила, имеющие бе­зусловную обязательную силу и не могущие быть измененными путем соглашения частных лиц.

Частное 'право относится к регулированию, а точнее, к защи­те интереса отдельного лица в его взаимоотношениях с другими в семье и за ее пределами (семейные отношения, собственность, наследование, обязательства и т.д.). Карательное право в отличие от частного в значительной части относится к сфере публично-правового регулирования.

Право цивильное (квиритское) исторически развивалось как право римлян и включало древнее римское право, положения преторского права (с IV в. до н.э.), а впоследствии стало означать всю совокупность юридических норм и принципов в данном госу­дарстве (civitas), зафиксированных в законах и обычаях этого го­сударства. Такое право противополагалось общенародному праву (ius gentium) и естественному праву, общему всем людям (ius naturale).

Преторское право было частью магистратского нормотворче­ства, фиксируемого также в постановлениях курульных эдилов, следящих за порядком на рынке, правителей провинций и др. Это было право с высоким рангом обязывающей силы. Дело в том, что претор являлся высшим должностным лицом, следующим по рангу за консулом, но ему не подчинявшимся в силу общей тра­диции не вмешиваться в дела друг друга без важного на то ос­нования и соответствующего полномочия. Он обладал правом империума, созывал народные собрания, представлял законопроек­ты, издавал ежегодные эдикты (публично-правовые установления, включавшие также нормы частного права) и давал юридические разъяснения, имевшие обязательную силу. Эдикты претора перегриное (с 242 г. до н.э.) составлялись с большой свободой усмот­рения в выборе юридических конструкций. Претор мог в своих формулировках правовых требований ссылаться на справедливость (aequitas), "естественный разум" и "право народов" ("общенарод­ное право").

Важным источником права был закон, оформляемый постанов­лением народного собрания. Закон отличался от обычая тем, что имел четкую, письмен­но фиксированную форму, тогда как обычай можно считать непи­саным законом (lex non scripta). Некоторые из устойчивых и не­изменных обычаев и правовых принципов именовались своеобраз­ными законами Так, принцип талиона (равновозмездности, равного воздаяния за содеянное) так и назвали — "закон талиона" (lex talionis), а право сильного (кулачное право, или "закон — мое желание, кулак — моя полиция", по разъяснению одного из пер­сонажей Н.А. Некрасова) именовалось "законом в руке" (lex in manibus).

В древности закон представлял собой решение народного со­брания, затем решение комиций собрания того или иного вида — по куриям, по центуриям или по трибам. Однако для полной силы закона требовались согласованные действия трех учрежде­ний: магистрата, народного собрания и сената. Магистрат (консул, диктатор или претор, имевшие право созывать народное собра­ние) должен заранее подготовить проект закона, именуемый rogatio legis (испрошение закона); народ, собранный в комиций, мог принять или отвергнуть проект целиком, не обсуждая его (выносилась резолюция либо одобрительная со словами "как про­сишь", либо отрицательная со словами "стою на старом законе"; после этого закон, предложенный магистратом и принятый народ­ным собранием, нуждался в одобрении со стороны сената (auctoritas patrum)).

Принятые таким образом законы именовались испрошенными в отличие от законов, принятых по делегации военачальниками в завоеванных ими провинциях (leges datae). Каждый закон имел три рода формулировок: надпись (praescriptio), которая сообщала имена инициаторов закона, вид народного собрания и обстоятельства, сделавшие необходимым принятие закона; содержание закона (rogatio); санкцию, представляющую собой конкретную гарантию | соблюдения (мера ответственности, наказания и т.д.).

К числу источников права относились также сенатусконсулъты — постановления сената во исполнение законов, либо постановления, содержавшие общие принципиальные положения для какой-то области регулирования, либо, как это стало практико­ваться в период империи, оформление законодательных предложе­ний императора. Особую разновидность источников права составили толкования знатоков права, они именовались словом ответы либо термином юриспруденция.

Обычное право действовало тогда, когда не было ни закона, ни четко определенного права участников правового общения. Со временем обычай стал вытесняться законом, но и в этом случае сила и авторитет его не подвергались сомнению, хотя снабжались некоторыми оговорками. Указы императора имели несколько разновидностей: консти­туции, декреты, мандаты и рескрипты. Решения собрания плебе­ев именовались плебисцита и имели силу закона. Гай опускает, но подразумевает обычное право, а также естественное и общена­родное право.

О двух последних он говорит при разборе конкретных казу­сов или институтов права. В эпоху империи был издан ряд указов для облегчения пользо­вания в суде обширным литературным материалом. В 426 г. изда­ется закон Феодосия II и Валентиниана III о цитировании (lex

Allegatoria). Этот закон придал обязательную юридическую силу сочинениям пяти юристов — Папиниана, Павла, Ульпиана, Модестина и Гая. Он ввел также принцип большинства в чисто научное дело толкования (при равенстве голосов решает мнение Папини­ана) и придал особую силу сентенциям Павла.