Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебник. Учебник по философии. Том 1.doc
Скачиваний:
81
Добавлен:
04.06.2014
Размер:
1.09 Mб
Скачать

Объективный идеализм шеллинга

Фридрих Вильгельм Иосиф Шеллинг (1775 – 1854) придал идеализму иную, чем у Фихте, форму, акцентируя внимание на натурфилософии, вообще не интересовавшей Фихте. Метафизика Шеллинга, опирающаяся на интуицию и чувство, получает эстетическую и религиозную направленность, будучи в этом плане философским выражением господствовавшего тогда романтизма. При построении свей системы объективного идеализма Шеллинг соединяет идеи Фихте с мотивами монистических и мистических философов – прежде всего, Спинозы и Я. Беме. В 23 года Шеллинг, которому покровительствовали Фихте и Гёте, получил кафедру философии в иенском университете, успев к этому времени сформировать собственную концепцию, отделившую его и от Фихте, который «ввёл» его в философию, и от Гегеля, с которым Шеллинг вместе учился и сотрудничал в университете. В Иене он становится философом «романтической школы», к которой принадлежали братья Шлегели, Новалис, Тик и другие писатели – романтики. В Вюрцбюрге, где Шеллинг с 1803 г. занимал кафедру, его взгляды эволюционируют в связи со смещением интересов с космологической проблематике на религиозную и эстетическую. Теперь Шеллинг видит в искусстве высочайшее из творений человеческого духа и, оставив университет, занимает должность ученного секретаря Мюнхенской Академии искусств (1806 – 1820гг.). Затем он вновь возвращается к университетской деятельности (в Эрлангенском и Мюнхенском университетах), но это было время общегерманской популярности Гегеля и лекции Шеллинга не пользовались успехом. В 1841г. прусский король Фридрих Вильгельм IV, симпатизировавший романтизму (уже вышедшему к тому времени их моды), пригласил Шеллинга в Берлинский университет с целью противодействия атеизму профессоров-гегельянцев, но горячо встреченный студентами Шеллинг не оправдал их ожиданий и вскоре оставил университет. Ранняя философская зрелость, работа в пяти университетах и двух академиях, долгая жизнь и забвение, – такова жизненная судоба Шеллинга.

Будучи «поэтом» в философии, Шеллинг считал ее делом скорее гения и вдохновения, чем научного исследования: такая установка характерна для романтиков и в этом смысле Шеллинг больше, чем кто-либо другой, заслуживает звания романтического философа. Этим объясняется, почему он так и не создал, несмотря на предпринимаемые попытки, целостной философской системы, а его каждое новое произведение оказывалось частичным отказом от предыдущего и эскизом очередного философского замысла.

Основные сочинения Шеллинга: «Очерк системы натурфилософии», 1779; «Система трансцендентального идеализма», 1800; «Бруно, или о божественном и естественном началах вещей», 1801; «Философское исследование о сущности человеческой свободы», 1809; «Философия мифологии», 1842; «Философия откровения», 1843.

Взгляды Шеллинга.

Формирование романтической философии шло у Шеллинга тремя путями: а) переход от чисто нравственной установки по отношению к миру к эстетической установке, в рамках которой искусство понято как важнейшее творение человеческого духа, а философ – как творец, родственный художнику; б) изменение установки по отношению к природе: хотя только дух обладает истинной реальностью, основа природы тоже духовна (но бес сознательно); в) сближение с религией: философские истины не отличаются от истин религиозных по предмету (первая причина, сущностная природа и творческие силы мира), отличаясь лишь понятийной ( а не образной и символической) формой. Эстетика, философия природы и философия религии всегда оставались в центре творческих исследований Шеллинга, причём среди идеалистов XIX в. он занял ведущее место как натурфилософ, не предложив в эстетике и философии религии оригинальных для своей эпохи идей.

Философия природы. Будучи спекулятивной, натурфилософия Шеллинга не имела общих точек соприкосновений с эмпирическим естествознанием. В поисках исходных причин, действующих в природе, она стремилась постичь сам живой процесс становления в его глубинных основах, а не внешние, застывшие в мертвых формах материальных объектов его результаты. Шеллинг понимал природу как живую и творческую силу (природа Шеллинга и «Я» - абсолют Фихте во многом тождественны, но Шеллинг, следуя Спинозе, стремился найти Абсолют, который порождает и «Я», и материю). Ни природа, ни «Я», ни материальный мир, ни идеальный мир не являются первичным образом бытия: над этими противоположностями находится Абсолют, или «абсолютное тождество реального и идеального бытия». Шеллинг считал односторонними все философские концепции (материализм и идеализм, реализм и спиритуализм), которые судят об Абсолюте по его вторичным проявлениям.

Многообразие и разнородность вещей возникают в результате распада абсолютного тождества бытия на противоположности. Эта полярность бытия есть второй (наряду с тезисом о единстве бытия) исходный тезис натурфилософии Шеллинга. Полярность обнаруживает себя во всех явлениях природы: магнетизм, электричество, химические соединения, - всё это свидетельствует о полярности бытия, но Шеллинг имел в виду прежде всего органические процессы, полагая, что именно на этом уровне проявляется истинная природа бытия. При этом Шеллинг в своем панорганическом взгляде на природу вообще отрицал существование чисто механических процессов, считая «нормальными» творениями природы только живые существа (неорганические тела есть результат торможения живого процесса развития природы).

Интеллектуальная интуиция. Большинство философов издавна полагало, что для познания необходимы и чувства, и разум: только чувства, непосредственно воспринимая вещи, информируют, что они есть и каковы они есть; разум, углубляя и обобщая знания, полученные чувствами, не может заменить чувств, ибо не способен непосредственно воспринимать вещи. Кант специально акцентировал внимание на этих двух «корнях» познания, но Фихте и Шеллинг, не доверяя чувствам, обе функции познания приписывают уму, реабилитировав осуждённую Кантом интеллектуальную интуицию. При этом они опирались на богатую историко-философскую традицию: идея блага у Плотина, перводвигатель у Аристотеля, абсолют у Плотона, теория озарения у Августина, субстанция у Спинозы, - таковы «аргументы» Шеллинга в пользу существования интеллектуальной интуиции как высшей познавательной способности человека. Но несмотря на это, в Германии сразу после смерти Шеллинга начинается поворот к теории познания Канта, отрицающей как чувственную, так и интеллектуальную интуицию.

Сущность шеллингианства. Порвав с натурализмом, метафизика могла идти двумя путями - понимать бытие в духе субъективного «Я» Фихте либо-как преодолевающий противоположность «Я» и природы Абсолют, что и сделал Шеллинг. В его понимании Абсолют – это особого рода организм, особым образом эволюционирующий, иррациональная природа которого труднодоступна логической дедукции и постижима скорее художественной интуицией и религиозной верой. Взгляды Шеллинга во многом разделяли представители сформировавшейся в Иене романтической школы, литературно-эстетические интересы которых отражались на их религиозных и политических концепциях. В романтическом движении сформировались независимо от философии Шеллинга родственные ей учения, среди которых следует назвать философию религии выдающегося протестантского мыслителя берлинского профессора Давида Фридриха Шлейермахера (1768 – 1834). Шлейермахер, не признавая догматы (даже веру в личностного бога и индивидуальное бессмертие) необходимым элементом религии, понимал религию как чувство «полной зависимости», на которое опирается наше отношение к богу и благодаря которому мы соприкасаемся с бесконечностью. В духе своей философии религии Шлейермахер и нравственность целиком выводит из чувства: человек следует не абсолютным нравственным императивам (как полагал Кант), а личностному идеалу, который он носит в себе. В этом Шлейермахер является типичным выразителем индивидуализма и высокой оценки чувства, характерных для эпохи романтизма. Новая эпоха, в отличие от рационализма XVIII в., отдававшего приоритет общечеловеческому, начала ценить в человеке прежде всего то, что в нём индивидуально. Шлейермахер придал этой установке философское выражение, благодаря чему стал ведущим, наряду с Шеллингом, философом романтического движения.