Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Шпоры по философии.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
167.94 Кб
Скачать
  1. Идея конца истории в религии, науке и философии.

История — это постоянное и настойчивое продвижение вперед.

История — это великий вопрос, еще не получивший решения, который будет решен не мыслью, а только самой действительностью.

Вопрос этот сводится к тому, является ли история в своем порыве лишь мгновением, промежуточным звеном между неисторическими существованиями или это прорыв глубинных возможностей, которые даже в образе безграничных несчастий, подвергаясь опасностям и постоянным крушениям, в целом ведут к тому, что бытие будет открыто человеком, а он сам обретет свои неведомые дотоле возможности. В этом отношении «конец истории» - суператтрактор, т.е. такой порядок, который устойчив относительно абсолютного хаоса. К суператтрактору, если воспользоваться математическим языком, можно асимптотически приближаться сколь угодно долго, не достигая его полностью (за конечный отрезок времени) никогда. В этом отношении такая система напоминает так называемую предельную точку в математике. Бесконечность движения к суператтрактору, в конечном счете, обусловлена его связью с преобразованием объекта субъектом (трансформизм), составляющим саму специфику социальной деятельности. Биохимическая и биологическая эволюция потому конечна, что она основана на приспособлении к объекту (конформизм). При приспособлении (адаптации) меняется только субъект, а объект остается неизменным. В противном случае само приспособление потеряло бы смысл. Напротив, при преобразовании объекта начинается взаимодействие между изменениями объекта и изменениями субъекта, а этот процесс потенциально бесконечен.

Все вышеизложенное позволяет вести речь о нелинейности и бесконечности исторического процесса, о релятивности самой идеи конца истории, о значимости случайных факторов, способных кардинально изменить ход эволюции человеческого общества. В собственно философских исследованиях современности увеличился объем футурологических концепций, предлагающих различные интерпретации развития общества в истории, что также говорит об особом «ощущении» в нашем столетии социального времени. Попытки предугадать сценарии будущего ставят перед собой задачу раздвижения исторического горизонта мировоззрения. Чем более широко нарисована перспектива будущего, тем менее тревожно настоящее.

  1. Культура и формирование «второй природы», «третьей природы».

Культуру часто определяют как «вторую природу». Такое понимание восходит к античной Греции, в которой Демокрит считал культуру «второй натурой». Верно ли такое определение? В самом общем виде можно, разумеется, его принять. В то же время надо разобраться, действительно ли культура противостоит природе? Культуроведы обычно относят к культуре все рукотворное. Природа создала человека, он же, неустанно трудясь, сотворил «вторую природу», т.е. пространство культуры.

«Вторая природа» – выражение, подчеркивающее неразрывную связь культурной деятельности с природой, которая в этом единстве является «первой», а собственно культура определяется через слово «природа» (хотя и вторая). Во взаимодействии с миром человек использует две основные формы деятельности. Первая – непосредственное потребление человеком природных ресурсов биохимическим, естественным образом. Вторая – главная форма – преобразование (первой) природы, создание того, что отсутствует  в ней в готовом виде – т.н. артефактов в процессе труда. Они призваны обеспечивать как биологические потребности (на более высоком уровне и в дополнение к первой форме), так и потребности вне природные – социальные.

Пока третья природа имела два этапа своего развития. В конце Возрождения и в Новое время это механика, связанная с материальным производством и войной. Довольно быстро образовалась тенденция к сравнению человеческого сознания с устройством простейших станков-автоматов. Эта тенденция явилась знаком удивительной метаморфозы: в своих рассуждениях о второй природе человек захотел уподобиться третьей (Спиноза, Ламетри).

Человек почувствовал себя раздвоившимся во времени и пространстве, иллюзорно скопированным и иллюзорно бессмертным. Он начал сравнивать собственный интеллект с памятью и навыками умной машины, а себя самого - с информационной системой, в одинаковой мере материальной и духовной (семиотика). Третья природа на втором этапе своего существования примирила предыдущие природы между собой, поскольку показала их зависимость от одних и тех же законов материального мира. Теперь наступает следующий этап в развитии третьей природы, который можно назвать биологическим. Содержание этого этапа - искусственный интеллект, генная инженерия и виртуальные биолюди.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]