Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вопрос Конф. Microsoft Office Word.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
457.68 Кб
Скачать

24. Антиструктуралистские теории, их особенности и роль в развитии общей конфликтологии.

Психоаналитические теории о невротических осо­бенностях отклоняющегося поведения и их роли в соци­альном конфликте.

Подобно биологическим теориям, психологические теории  ищут объяснение отклонений поведения в индивидууме, а не в обществе. В основе психологических (психоаналитических) теорий отклоняющегося поведения лежит изучение конфликтов, происходящих внутри сознания личности. Согласно теории 3. Фрейда, у каждой личности под слоем активного сознания находится область бессознательного. Бессознательное - это наша психическая энергия, в которой сосредоточено все природное, первобытное, не знающее границ, не ведающее жалости. Бессознательное - это биологическая сущность человека, не изведавшего влияния культуры. Человек способен защититься от собственного природного "беззаконного" состояния путем формирования собственного "Я", а также так называемого «Сверх-Я", определяемого исключительно культурой общества. Человеческое "Я" и «Сверх-Я" постоянно сдерживают силы, находящиеся в бессознательном, постоянно ограничивают наши инстинкты и низменные страсти. Однако может возникнуть состояние, когда внутренние конфликты между "Я" и бессознательным, а также между «Сверх-Я" и бессознательным разрушают защиту и наружу прорывается наше внутреннее, не знающее культуры содержание. В этом случае может произойти отклонение от культурных норм, выработанных социальным окружением индивида.

Очевидно, в этой точке зрения есть доля истины, однако определение и диагностика возможных нарушений в структуре человеческого "Я" и возможных социальных отклонений крайне затруднены в связи со скрытностью объекта изучения. Кроме того, хотя каждой личности присущ конфликт между биологическими потребностями и запретами культуры, далеко не каждый человек становится девиантом.

Историю развития социальной психологии можно разделить на 3 этапа:

1) описательный этап (VI в. до н. э. середина ХIХ в.) – зарождение и первые шаги социально-психологического знания встречаются уже в трудах философов античности.

Социоцентризм Платона– социум стоит над индивидом, диктует ему линию поведения. Индивидуальные особенности человека и его социальное поведение и положение у Платона связано с тремя частями тела: головой (умом) – развит у философов, сердце (мужество) – у воинов и живот (телесные вожделения) – у ремесленников. На подобной основе Платон различает и отдельные народы.

Эгоцентризм Аристотеля – человек рассматривался как «социальное животное», которое не может развиваться нормально вне общества, однако, решая общественные проблемы, нужно идти от интересов индивида к массе.

Тории «плохого» и «хорошего» человека. В эпоху Возрождения существовало два учения, одно из которых («реалистическое») придерживалось мнения о изначальной порочности человека и аморальности общества (Н. Макиавелли, Т. Гоббс). Согласно другому учению («романтическому»), человек по своей природе добр, но именно общество портит его, формируя негативные черты. (Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Д. Дидро).

В XVIII в. получила развитие теория, строящаяся на принципе личной выгоды (И. Бентам, А. Смит). Главным принципом поведения объявлялась оценка всех явлений, исходя из их полезности, для отдельного индивида. Благосостояние общества, по этой теории, должно строиться на свободе действий каждого его члена в соответствии со своим собственным интересом в экономической сфере.

Методологии позитивизма О.Конта – при изучении поведения человека и явлений общественной жизни необходимо использовать тот же самый научный подход, что и при изучении естественного мира. Психика человека, по мнению Конта, развивается только в обществе и он всегда должен рассматриваться исходя из своего социального окружения.

2) Этап становления социально-психологического знания характеризовался следующими направлениями:

Психология народов (возникло под влиянием идей Гегеля) – «дух» нации или народа противопоставлялся «духу» отдельных индивидов (Лацарус и Штейнталь). В. Вундта также считал, что психические продукты, общественного характера человеческой жизни (языки, мифы и обычаи), необъяснимы, только исходя из индивидуального сознания, и имеют социальное происхождение.

Теории доминирующего фактора сводили основы всех социально-психологических явлений к единственному объяснению. У. Баджот и Г. Тард называли в качестве такого фактора подражание, Г. Лебон – внушение, У. Джеймс – привычку, У. Макдугалл и У. Троттер – инстинкт, Э. Дюркгейм и Л. Леви-Брюль – «коллективное сознание».

Социальный дарвинизм делал акцент на «борьбе за существование» посредством межличностных и межгрупповых конфликтов (Г. Спенсер). Спенсер использовал дарвинизм, чтобы доказать превосходство одних социальных групп над другими, оправдывая войну, политику колониализма и вообще любые действия, которые подразумевают конкуренцию или конфликт.

Психоаналитическая теория 3. Фрейда – инстинктивные импульсы человека приходят в конфликт с интересами общества, результатом чего являются фрустрации. В основе эмоциональных связей общества лежат идентификация и десексуализация «либидо» (сублимация).

3) Этап экспериментально-теоретического развития социальной психологии в ХХ веке. На рубеже XIX–XX вв. в развитии социальной психологии начинается новый период – исследователи обращаются к лабораторному эксперименту. Отцом социально-психологического эксперимента считается Н. Триплет.

Символический интеракционизм опирается на труды американских социологов Джорджа Мида (1863-1931) и Чарлза Кули (1864-1929). которые разработали исходные принципы этого социологического направления. Сам термин «символический интеракционизм» был введен в научный оборот в 1937 г. учеником Дж. Мида Гербертом Блумером (1900- 1987).

Основные положения символического интеракционизма сводятся к следующему:

  • люди взаимодействуют друг с другом, руководствуясь прежде всего символическими значениями, которые они придают тем или иным объектам;

  • сами символы являются продуктом социального взаимодействия (интеракции) между людьми;

  • символические значения возникают и изменяются посредством интерпретации и переопределения символов.

Представители интеракционизма утверждают, что индивид создает свои объекты на основе тех значений, которые он им придает. С точки зрения Мида, люди обретают свою человеческую природу благодаря тому, что взаимодействуют с помощью символов, важнейшие из которых представлены в языке. Именно язык является первейшим и основным фактором человеческого взаимодействия, «все люди создаются в разговорах», — считают интеракционисты, если нет языкового общения, то нет и человека. При общении индивиды как бы обмениваются символами. Чтобы интеракция (общение) продолжалась, каждый вовлеченный в нее должен еще и интерпретировать намерения других с помощью принятия роли, т.е. поставить себя на место партнера. Само же общение есть обмен взаимопонятных символов с целью достижения практических результатов в совместной деятельности.

Этнометодология. Гарольд Гарфинкель стажировался в гарвардском университете под руководством Парсонса, но все же больший интерес проявил к эмпирическим исследованиям. Он был задействован в исследовании по изучению лидерства в замкнутых пространствах: на самолетах и подводных лодках. В 1967г вышла работа «исследования по этнометодологии», в котором исследовались новейшие взгляды на развитие социальных систем. В противоположность Парсонсу, который считал, что участники социальной жизни действуют согласованно благодаря общим пониманиям, что обеспечивается социальными структурами и принятием единых социальных норм, Гарфинкель выделил идею, что люди взаимодействуют на основе здравого смысла. При чем эти взаимодействия не всегда осознаются и поддаются рефлексии самими действующими индивидами. По мнению Гарфинкеля общее понимание индивидами социальной жизни приходит не только извне, через принятие общих культурных норм, оно может конструироваться изнутри. Локальное производство социального порядка людьми, обладающими собственной практической рациональностью – ключевой постулат этнометодологии. Социальная структура воздействует на сознание индивида через фоновое ожидание, они воспринимаются индивидом не пассивно. Индивиды придают им личностный практически рациональный смысл, перерабатывают, а иногда и существенно деформируют. Рядовой индивид не осознает того, что в своей повседневной деятельности становится субъектом соц.взаимодействия и творения социальной действительности. По мнению социолога, социальная жизнь представляется упорядоченной только потому, что члены общества активно заняты приданием смысла всему тому, что происходит в процессе общения. Гарфинкель провел ряд интересных экспериментов нацеленных на сознательное разрушение нормального хода социального взаимодействия. Среди социологов эти эксперименты получили название «Гарфинкелинги». Во время или по заключении «гарфинкелингов» подробно фиксировалась удивленная, возмущенная реакция людей на нестандартное поведение экспериментаторов. Этнометодологические эксперименты «разрывали», «нарушали» повседневную рутину общения, раскрывая ту напряженную работу, которая производится каждым членом общества для сохранения, восстановления нормального хода жизни. Эти эксперименты по вмешательству в привычную жизнь показали, как люди всякий раз активно сопротивлялись, когда их вынуждали подвергнуть сомнению значительное количество самоочевидных рутинных способов действия.

Теория социального обмена занимает особое положение среди микросоциологических концепций. Наиболее яркие представители — американские социологи Джордж Хоманс (1910-1989) и Питер Блау (р. 1918) исходят из приоритета человека, а не системы. Они трактуют социальное действие как процесс обмена, участники которого стремятся максимизировать свою выгоду и минимизировать затраты. В основе социального обмена, по мнению Хоманса, лежат четыре принципа:

  • принцип успеха - чем чаще вознаграждается определенный тип действия человека, тем выше вероятность его повторения;

  • принцип стимула - если стимул привел к успешному действию, то в случае повторения стимула человек будет стремиться воспроизвести действие;

  • принцип ценности - чем более ценным представляется человеку результат его действия, тем с большей вероятностью он должен воспроизвести это действие;

  • принцип «насыщения» - когда потребности человека близки к насыщению, он прилагает меньше усилий для их удовлетворения.

Последователь Хоманса П. Блау предложил исследовать взаимодействие на основе синтеза принципов социального обмена и понятий структурного функционализма. В результате в 80-х гг. XX в. появилась формальная модификация теории социального обмена — теория рационального выбора. Согласно ее положениям, люди, оказываясь перед лицом нескольких вариантов возможных действий, обычно делают то, что должно привести к наилучшему результату.

Бихевиори́зм (англ. behavior — поведение) — направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении. Это направление в психологии, определявшее облик американской психологии в начале 20-го века, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и заканчиваются в сознании.), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику. Основателем данного направления в психологии был американский психолог Джон Уотсон.

Важнейшими категориями бихевиоризма являются стимул, под которым понимается любое воздействие на организм со стороны среды, в том числе и данная, наличная ситуация, реакция и подкрепление, в качестве которого для человека может выступать и словесная или эмоциональная реакция окружающих людей. Субъективные переживания при этом в современном бихевиоризме не отрицаются, но ставятся в положение, подчиненное этим воздействиям.

Во второй половине 20-го века бихевиоризм был замещен когнитивной психологией, которая с тех пор доминирует в психологической науке[1]. Однако многие идеи бихевиоризма до сих пор используются в определённых направлениях психологии и психотерапии.